МакЦентр: Apple компьютеры, iPod, полиграфическое оборудование, новости, обзоры, новинки мира Mac
Стив Джобс за будущее без DRM [ 15 февраля, 2007 г ]
Анализ последних высказываний лидера Apple

Глава компании Apple Стив Джобс хорошо известен своей привычкой высказывать идеи, которые впоследствии кардинально меняют картину околокомпьютерного мира. Поэтому его мысли представляют серьёзный интерес даже тогда, когда до их практической реализации ещё очень и очень далеко. Таким образом, недавние мысли Джобса о музыке, которые он опубликовал на сайте компании в статье под названием «Thoughts on Music» (Мысли о музыке), представляют интерес уже сами по себе. Дополнительную ценность эти соображения имеют благодаря тому, что сама тема цифровой музыки сегодня является очень проблемной, а роль Джобса в этой теме - неоднозначной.

Ключевое сообщение всей статьи Джобса - несостоятельность и вредность концепции DRM. Напомним, что DRM - это концепция защиты цифрового контента, в частности, музыки, от несанкционированных производителем форм распространения. Имеется в виду защита на программном или программно-аппаратном уровне. До сих пор Джобс считался одним из основных сторонников DRM, поскольку большая часть всей защищённой музыки, продающейся через интернет в мире, продаётся через iTunes. В своей статье, Джобс занимает прямо противоположную позицию, выступает противником DRM и указывает, что использование этого отсталого концепта не является его инициативой, но навязано ему студиями звукозаписи. Более того, Джобс приводит аргументы, показывающие, что этим студиям необходимо отказаться от использования DRM, иначе всем будет только хуже. Прежде, чем анализировать эти аргументы и последствия их высказывания, стоит вспомнить предысторию.

Отправной точкой для появления темы DRM стало распространение явления, называемого «пиратством», и заключающегося в массовом незаконном распространении копий интеллектуальной собственности, разновидностью которой являются музыкальные записи. Если смотреть на проблему пиратства в целом, не углубляясь именно в музыкальную тему, то наиболее эффективной мерой против пиратства было и остаётся принятие и внедрение соответствующих законов на территориях потенциальных рынков. Дело в том, что массовое распространение контента невозможно без предварительного информирования масс о координатах распространителя, а вместе с массами эти координаты узнают и представители правоохранительных органов. Различные формы цифровой защиты продаваемого контента традиционно оказываются менее эффективным средством борьбы с пиратами.

Например, практика борьбы с пиратством в области программных продуктов показала, что, единожды преодолев цифровую защиту, пираты без проблем распространяли сломанную копию до тех пор, пока их деятельность не пресекалась властями. Было бы логично, если бы студии звукозаписи учли опыт своих идейных предшественников и направили своё внимание (и свои деньги) на продвижение соответствующих законов, а не на развитие DRM, однако здесь сыграла свою роль элементарная жадность.

В стремлении не потерять на нелицензионных копиях ни единого цента студии объявили пиратством любое несанкционированное копирование купленной у них музыки. Желание законодательно запретить, например, каждому школьнику копировать MP3-файл с плеера одноклассника на свой (вместо скачивания с платного сайта) выглядело нереальным с самого начала. Такой закон, с одной стороны, вряд ли будет соблюдаться широкими массами граждан, а с другой стороны - его соблюдение практически нереально проконтролировать. Ожидать, что такие случаи копирования будут отслеживаться правоохранительными органами, пресекаться и, тем более, что по ним будут предприниматься какие-либо санкции. Это всё равно что ожидать от налогового инспектора попытки обложить подоходным налогом деньги, полученные ребёнком на мороженое от родителей.

В качестве альтернативы правовым мерам многие звукозаписывающие компании начали применять DRM и вошли во вкус. Одному отдельно взятому человеку, который не собирается извлекать коммерческую выгоду из копирования музыки, трудно будет убедить себя затратить массу времени и сил на преодоление защиты, разве только здесь сыграет роль чисто спортивный интерес, тогда как «пират» может пойти на такие жертвы ради будущих прибылей. Таким образом, DRM, изначально задуманный как средство борьбы с пиратством, пресекает случаи «дружеского» распространения от пользователя к пользователю, не создавая серьёзных препятствий на пути пиратов.

При этом связанные с DRM неудобства оказались для покупателей большим препятствием, чем необходимость платить. Прежде всего, речь идёт о таких проблемах, как отсутствие удобной платёжной системы, недостаточная распространённость интернета, затрудненность поиска музыки, и главное - несовместимость форматов. Честно купленный в магазине iTunes музыкальный трек проблематично воспроизвести на плеере от Sony, и наоборот, купленное в другом интернет-магазине произведение нельзя прослушать на плеере iPod от Apple. Такая несовместимость не может не огорчать.

С другой стороны, как и любая другая цифровая защита, DRM ломается. Любые данные, которые можно считать (например, для воспроизведения), можно и скопировать. Если очередной стандарт DRM не сопровождается никем (или сопровождается всем миром), то он быстро окажется взломанным, и его замена окажется достаточно трудоёмкой задачей.

Тут возможен путь, по которому шёл iTunes. В этом случае, одна компания контролирует всю свою систему DRM, начиная от программного обеспечения музыкального магазина и заканчивая программным обеспечением для воспроизведения музыки на компьютерах и прошивками для фирменных плееров. В случае взлома, а такое случалось с iTunes не единожды, контролирующая компания в состоянии централизованно проследить за заменой ПО во всех трёх ключевых точках - магазине, на компьютерах и плеерах. Такое мероприятие естественно, трудоёмко, но выполнимо.

К такой жизни Apple пришла не по собственному желанию. Как пояснил Джобс, компания не владеет музыкой и не контролирует её сама по себе. Для того чтобы иметь право распространять музыкальные произведения, Apple должна получить лицензию у звукозаписывающих компаний. Многие из них требуют от Apple защитить их контент от возможного нелегального копирования, прежде чем выдать лицензию. В частности, Джобс отмечает, что такой подход характерен для «большой четвёрки» звукозаписывающих компаний - Universal, Sony BMG, Warner и EMI. Эти четверо распространяют порядка 70% всей музыки в мире и при этом настаивают на использовании DRM. В случае, если компания не уверена в безопасности своей музыки, например, в случае взлома очередного стандарта DRM, она может временно или окончательно отозвать свою продукцию из магазина iTunes (как и из любого другого). В качестве решения Apple создала свою собственную систему DRM - FairPlay, которая защищает треки от воспроизведения на несанкционированных устройствах. Пользователь, приобретший музыку на iTunes, мог воспроизвести её на 5 авторизованных компьютерах и на любом количестве плееров iPod.

В своей статье, Джобс озвучил три возможных на его взгляд пути дальнейшего развития сложившейся ситуации. Первый путь - фактически оставить всё как есть. Тогда каждая компания будет предлагать свою фирменную систему продажи, воспроизведения и защиты музыки. Это рынок, где конкуренция уже сейчас очень велика, крупнейшие мировые компании производят большие инвестиции в разработку собственных плееров и музыкальных магазинов. Среди них - Apple, Microsoft и Sony, у каждой из которых - собственная патентованная система. Таким образом мы и получаем несовместимость музыки, продаваемой в их магазинах, с плеерами производства конкурирующих компаний.

На самом деле такое положение дел затрудняет развитие рынка легальных продаж музыки через интернет, создавая многочисленные проблемы желающим честно купить музыку. Неутешительное положение дел доказывает приведённая самим Джобсом статистика. Так, на конец 2006 года пользователи приобрели порядка 90 миллионов плееров iPod и 2 миллиарда песен из iTunes. Таким образом, на каждый купленный iPod приходится 22 песни из iTunes. Наиболее популярные модели iPod могут вместить порядка 1000 песен, а исследования показывают, что среднестатистический iPod набит музыкой почти под завязку. То есть только 3% музыкальных композиций на среднестатистическом iPod приобретено через iTunes и, соответственно, защищено DRM. При этом 97% музыки на среднестатистическом iPod - это незащищённые треки, что наглядно показывает отношение владельцев iPod к защищённым произведениям. В общем, этот путь, конечно, имеет право на жизнь, но он ведёт к застою индустрии торговли цифровой музыкой, а возможно, даже к свёртыванию этой индустрии до незначительных объёмов.

Вторая альтернатива для Apple - начать выдавать лицензии на технологию DRM FairPlay существующим и будущим конкурентам, чтобы добиться совместимости между плеерами различных производителей и разными музыкальными магазинами. Джобс заявил, что в данном случае Apple не сможет служить гарантом защиты прав звукозаписывающих компаний от незаконного использования их музыки. Вовлечение большого количества компаний и, соответственно, сотрудников, которые имеют доступ к технологии FairPlay DRM, практически гарантирует утечки информации.

А в век интернета одна утечка может распространиться по всему миру буквально за минуту. Это, в свою очередь, означает быстрое появление разного рода средств взлома и даёт старт воспроизведению бывшей защищённой музыки на несанкционированных устройствах. Как мы уже говорили, в рамках одной компании проблему решить затруднительно, но можно, Apple с подобным уже справлялась. Однако когда имеются многочисленные лицензиаты, каждый из которых контролирует свой участок рынка, задача устранения последствий подобных утечек становится неразрешимой в принципе. К аналогичному выводу, видимо, пришла и корпорация Microsoft, которая перешла от широко распространяемого стандарта WMA DRM на новую вариацию стандарта, который поддерживает плеер Zune и одноимённый он-лайн магазин Zune Marketplace. Плеер и программное обеспечение Zune не способны воспроизводить DRM-контент, купленный за пределами Zune Marketplace. Однако существует обратная совместимость контента Zune Marketplace и большинства устройств с поддержкой WMA DRM, выпускавшихся сторонними разработчиками под маркой PlaysForSure. Такая тенденция показывает, что и этот путь развития индустрии технически не жизнеспособен и приведён Джобсом чисто номинально.

Третий вариант развития музыкальной интернет-индустрии - это полная и окончательная отмена DRM. Именно к этому Джобс и призывает, рисуя радужные картины всеобщего счастья и совместимости плееров и форматов. Если серьёзно, то он приводит и другие доводы в пользу этого варианта, например, приток новых компаний на рынок он-лайн магазинов и плееров, которые ранее не могли выполнить условия, требующиеся для создания и поддержания в рабочем состоянии DRM-системы. По мнению Джобса, звукозаписывающие компании должны пойти на этот вариант по той простой причине, что DRM не выполняет и никогда не выполнял своей задачи - остановить незаконное копирование музыки.

В то время как большая четвёрка требует от он-лайн продавцов распространения музыки исключительно с DRM-защитой, эти же компании распродают ежегодно миллиарды CD с незащищённой музыкой. Любой не слишком уважающий права звукозаписывающих компаний пользователь может выложить музыкальные файлы с этих CD в интернет, откуда их можно будет скачать и беспрепятственно воспроизвести на любом плеере или компьютере. В 2006 году по всему миру было продано порядка 2 миллиардов защищённых DRM композиций через он-лайн магазины и порядка 20 миллиардов незащищенных песен на CD от самих звукозаписывающих компаний. Таким образом, если девяносто процентов музыки продается свободной от DRM, то нет смысла создавать себе проблемы с оставшимися десятью процентами. По мнению Джобса, именно вариант с отменой DRM наиболее выгоден простым пользователям и Apple с радостью вступит на это путь, перейдя на продажу в iTunes свободной от DRM музыки.

Таким образом, мы видим, что из перечисленных трёх вариантов один - экономически не жизнеспособен, а второй - технически бессмысленен. В такой области, как музыка, любая защита будет сталкиваться с так называемой «аналоговой брешью» - если музыку можно воспроизвести, то её можно и записать. Фактически, по аналогии с книгами, если текст можно распечатать, то его можно и отсканировать. Для записи всего-то надо суметь подключить записывающее устройство. Чтобы решить эту проблему, надо обеспечивать защиту на аппаратном уровне, причём параноидально - чтобы предусмотреть любую «брешь». То есть, например, чтобы воспроизвести честно купленную DRM-музыку, надо будет использовать специальные DRM-совместимые динамики. Подобное попытались реализовать в новой операционной системе Windows Vista, которая может помешать пользователю насладиться качественной DRM-музыкой выведенной с компьютера на дорогую стереосистему от стороннего разработчика, только потому, что этот интерфейс «незащищён» и сигнал может быть скопирован. Такой вариант может иметь очень интересный социальный эффект - идея DRM станет восприниматься как система ущемления прав, а пиратство приобретёт романтический ореол борьбы за свободу. Пираты займут позицию в одном списке с организациями, выступающими за свободное распространение музыки и против DRM.

Ещё одни довод - наиболее привлекательным кажется наиболее легко доступный и создающий меньше проблем продукт. Пока существует DRM, честно купить музыку в интернете будет не так уж и просто, а использовать впоследствии - тем более. При отмене DRM музыка станет восприниматься как значительно более доступная вещь, особенно, учитывая появление большего количества интернет-магазинов, предлагающих музыку. При этом станет проще не пытаться найти нужную композицию у друга, в ларьке на рынке или в сети обмена музыкой, а просто скачать её, честно заплатив в он-лайн магазине.

Доказательством этому может служить ситуация, имеющая сейчас место среди пользователей сотовых телефонов, которые вместо того, чтобы искать картинки и рингтоны по друзьям или в сети, предпочитают отправить SMS и получить понравившуюся мелодию быстро и без проблем, пусть и за несколько центов. Что уж говорить о полноценных качественных треках, если даже midi-файлы пользуются легальной популярностью. Естественно, это не сократит объём передаваемых «из рук в руки» песен, но зато повысит продажи. То есть, количество сделанных незаконно копий может и повыситься, но зато увеличится и число случаев легального приобретения музыки, что положительно скажется на доходах её правообладателей.

Сейчас многие из тех, кто в состоянии позволить себе такое приобретение, не покупают музыку по причине сложностей в оплате, а также из-за внутреннего протеста против DRM. Если эти преграды убрать, то многие предпочтут законный и более простой вариант незаконному и труднодоступному. Надо отметить, что первые ласточки отказа от DRM, даже среди бывших его сторонников, уже есть. Примером этого служит достаточно известный сервис «Yahoo! Music», который изначально продавал DRM-контент, но летом 2006 года начал предлагать дополнительно и лишённые DRM-защиты композиции. Их пока немного, но сам факт показателен.

Разумеется, столь прямое высказывание Джобсом своей точки зрения повлекло и массу недовольных голосов. Например, такая организация как RIAA (Recording Industry Association of America, Американская ассоциация звукозаписывающих компаний) негативно отреагировала на идею отмены DRM и предложила не принуждать звукозаписывающие компании снять защиту от копирования, а открыть FairPlay для лицензирования, и таким образом устранить проблему несовместимости музыки iTunes с плеерами от других производителей. Надо отметить, что эта организация действует с 1952 года и сейчас в качестве одной из своих функций участвует в процессе лицензирования и занимается вопросами, связанными с авторскими гонорарами и тому подобными вещами. В данный момент общественное отношение к ней весьма негативное. И главный довод её критиков в том, что организация защищает интересы больших звукозаписывающих компаний, а не исполнителей или потребителей музыки. Другая организация, Coral Consortium, занимающаяся продвижением идеи совместимости DRM, призывала в ответ объединиться под её чутким руководством, присоединившись в существующим членам организации, с целью внедрить совместимое DRM-решение.

Если брать глобальные и далеко идущие последствия возможной отмены DRM, то ситуация может оказаться следующая. Совместимость устройств и форматов распространения повлияет в положительную сторону не только на развитие рынка плееров, но и мобильных телефонов с функциями музыкальных плееров, когда купить музыку можно в мобильных условиях, не заботясь о наличии компьютера под боком. В этой связи нельзя не вспомнить недавний анонс iPhone, первого телефона Apple, плеерная составляющая которого является одной из основных функций. Он способен воспроизводить контент, купленный на iTunes, однако возможность приобретать с его помощью музыку не заявлена. Впрочем, скачивать с помощью iPhone большие объёмы данных было бы достаточно проблематично - он поддерживает только сети GSM. Apple не спешит в этом направлении, ведь версия iPhone третьего поколения, наверняка, выйдет раньше, чем решится проблема с DRM. Сервисы, предлагающие загрузку полноценных треков через сотовые сети третьего поколения уже появились, однако они пока не слишком распространены в мире, и отмена DRM может существенно усилить их прогресс.

В самой долгосрочной перспективе инициатива Джобса может вызвать и повышение общего уровня качества среднего музыкального контента. Простота выкладывания музыки в интернете и высокая вероятность её последующей продажи сделают профессию музыканта более доходной. Талантливые музыканты не будут вынуждены искать другую работу, чтобы сводить концы с концами. Это не может не сказаться на качестве произведений в том плане, что многие энтузиасты создают такую музыку, которую не сделать на «Фабрике Звёзд».

Конечно же, это далеко не все последствия, которые может повлечь за собой судьбоносное предложение Джобса. Фактически, он продемонстрировал свой переход из лагеря сторонников DRM в лагерь его противников. Обсуждения этой темы, наверняка, утихнут ещё не скоро, что будет провоцировать вовлечённые стороны на активные действия. К тому же вряд ли сам Джобс оставит этот вопрос просто повисшим в воздухе. Так что следить за новостями от Apple теперь будет заметно интереснее.


Автор: Вера Козлова

Источники: МакЦентр