МакЦентр: Apple компьютеры, iPod, полиграфическое оборудование, новости, обзоры, новинки мира Mac
Что такое подкастинг? [ 12 марта, 2008 г ]
История возникновения и развития подкастинга

Слово подкастинг образовано от двух производных: бродкастинг, что означает широковещание, и iPod. Одной из основополагающих причин появления подкастинга является свобода слова, а также отсутствие встроенного радио плееров iPod.

Сами по себе подкасты представляют собой авторские передачи, которые обычно записываются подкастером прямо со своего компьютера (единицы делают это в студии). Самые продвинутые подкастеры организуют полноценные домашние студии, тем самым повышая качество своих материалов.

Основным преимуществом подкаста, по сравнению с радиопередачей, является возможность выбора, что слушать. А уж тематический охват различных подкастов крайне велик, начиная от маркетинга и заканчивая ИТ-тематикой. Тут стоит отметить, что наибольшей популярностью пользуются развлекательные темы, такие как: кино, музыка, взаимоотношения полов, фото и так далее. Особенно эта тенденция заметна в российском сегменте интернета, так как качественных подкастов на такие темы, как бизнес, ИТ, политика, психология и т.п., у нас мало.

Само прослушивание подкастов тоже имеет свои особенности. На сегодняшний день вы можете слушать подкаст прямо в режиме онлайн через веб-браузер, но как показывает практика, мало кто использует эту возможность.

Большинство по прежнему предпочитает загружать подкасты в свой mp3-плеер после чего прослушивать в маршрутке, метро или электричке. Так же, как и с блогами, в подкастинге есть возможность подписки по RSS на нужные передачи, что позволяет всегда получать только что вышедшие подкасты в срок. Для этого лучше всего подходит программа iTunes.

Подкастинг и общество

Подкастинг с каждым днем набирает вес в обществе. Сегодня он уже стал активно использоваться американскими образовательными учреждениями. Многие институты теперь предлагают лекции своих известнейших на весь мир профессоров в форме подкаста.

Знаменитая полицейская академия Нью-Йорка выдает курсантам iPod с записанными на них лекциями и дополнительными материалами. Это делается в надежде на то, что студенты, которые проводят много времени в пути до института в общественном транспорте, будут слушать лекционные материалы.

Серьезный интерес к подкастингу проявляют и различные компании, занимающиеся новостями и документальными передачами. Уже есть свои подкасты у BBC, New Scientist и Guardian. А если учесть, что в наше время люди стали читать существенно меньше, то подкасты становятся единственным инструментом коммуникаций, через который можно связаться с определенной группой людей (в основном, это молодежь).

Активность различных СМИ и образовательных учреждений в подкастинге меркнет по сравнению с количеством предприятий и частных консультантов, которые при помощи подкастов стали продвигать свои услуги. Такие компании, как Fox, уже давно создают свои подкасты с последними новостями из самого сердца компании, создавшей Чужих и Хищника, Бендера и Гомера Симпсона.

Что же касается консультантов, то как грибы после дождя растет количество аналитиков, предлагающих финансовые услуги через свои подкасты, бизнес-тренеров, психологов и специалистов по фитнесу.

О последних стоит замолвить отдельное слово, так как их услуги, в основном, предлагаются как видеоподкасты. Ожидается, что пик популярности видеоподкастов наступит в 2008 году, так как сейчас у компании Apple есть чрезвычайно сильная линейка продуктов «Touch-класса», которые отлично подходят для удобного просмотра подобного видео и одновременных занятий.

Сама Apple серьезно занимается продвижением подкастинга. Подкасты в iTunes можно качать совершенно бесплатно, чтобы затем воспроизвести с любого носителя (в том числе и с Apple TV).

Зарабатываем, записывая свои подкасты

Конечно, как и все в нашей жизни, хорошее не может быть бесплатным вечно. А потому простые подкастеры задумываются, как же им заработать со своих небольших аудио-программ. Тут стоит отметить, что из-за отсутствия денег у многих достаточно быстро заканчивается весь энтузиазм, и подкасты закрываются.

Заработать с подкастов можно различными способами. Во-первых, вы можете найти тематического спонсора для вашей передачи. Например, вы рассказываете про рынок акций. Попробуйте договориться с какой-нибудь консультационной компанией о том, что вы будете пиарить их в каждом выпуске за небольшое вознаграждение. Неплохо, хотя очень маловероятно. Примеры спонсорства есть даже в российском подкастинге, не будем ориентироваться на это.

В недалеком будущем станет популярной реклама в RSS-каналах. Вот тут-то все карты вам в руки. Установите для вашего подкаста счетчик FeedBurner, который отслеживает текущее количество подписчиков. Чем больше их у вас будет, - тем более высока вероятность того, что вашим местом заинтересуются рекламодатели.

Третий вариант заработка с подкаста – продвижение своих услуг через него. Тут все понятно, тем более что выше уже приводились практические примеры из реальной жизни.

Ну и наконец, четвертый способ, который пока не очень-то и реален. Встраивание аудио-рекламы в ваши подкасты средствами какого-нибудь автоматического сервиса. Платить будут за каждого пользователя, прослушавшего объявление. Прямая аналогия с баннерной рекламой, где оплата обычно берется за клики. Об этом способе заработка с подкастов говорят уже достаточно давно, но как говорится, «а воз и ныне там».

Где брать подкасты?

Теперь, давайте познакомимся с крупнейшими мировыми хранилищами подкастов.

Первый сайт, который приходит на ум при слове подкастинг, это Odeo. Журнал Wired признал Odeo одним из лучших Web 2.0 сайтов наряду с Flickr и del.icio.us.

Создателем Odeo является Эван Уильямс. До этого Уильямс владел популярной сетью Blogger, в которой каждый мог завести свой онлайн-дневник. Впоследствии Эван продал Blogger компании Google.

Odeo представляет собой полноценную социальную сеть со всеми сопутствующими возможностями. Количество подкастов на сервере просто зашкаливает. Из минусов можно отметить то, что на сайте встречается много музыкальных композиций известных исполнителей, что превращает рейтинги самых популярных аудио-передач Odeo в винегрет из подкастов и популярной музыки.

Отличительной чертой Odeo является полноценная Web 2.0 студия для записи своих подкастов, расположенная по адресу studio.odeo.com.

Ну и наконец, присутствует специальное приложение, которое позволит вам закачивать на сайт подкасты прямо с телефона.

Ближайшей альтернативой Odeo является подкаст-терминал Libsyn, на котором расположено огромное количество подкастов, в том числе, достаточно популярных во всем мире.

Первое отличие данного сервиса от предыдущего - его платность. Да, так просто вы не сможете разместить свои подкасты на Libsyn. Существует несколько различных тарифов. За $5 в месяц вам предоставят 100 мегабайт ежемесячно. За $10 вы получите уже целых 250 ежемесячных мегабайт. Наконец, за $20 и $30 вам предоставят 525 и 800 мегабайт соответственно.

Смысл размещать свои подкасты за деньги на Libsyn заключается в том, что сервис имеет большую устоявшуюся аудиторию, так что привлечь внимание к вашему подкасту будет несложно. Другой вопрос - контент должен быть качественным, чтобы пользователи захотели прослушать его повторно и/или порекомендовать знакомым.

Следующий на очереди ресурс - Podomatic.com. По своим функциональным возможностям он уступает двум предыдущим порталам, по сути, представляя собой обычный подкаст-терминал.Что же привлекает в нем людей? В первую очередь, наличие большого количества качественных подкастов. Также для многих немаловажным фактором является возможность настройки внешнего вида своей страницы, что позволяет выделяться на фоне других подкастеров.

Одним из старейших ресурсов, посвященных подкастингу, является PodcastPickle. Ключевой особенностью этого сайта, по сравнению с конкурентами, является крупнейший подкастерский форум в интернете. Тут можно задать любой интересующий вас вопрос, так или иначе касающийся подкастинга. Если постараться, то можно найти и рекламодателя для своего подкаста. Только сначала нужно сделать свой контент популярным.

Как альтернативу последнему, можно рассматривать сайт PodShow. Огромное комьюнити и неплохие возможности сайта делают его последним крупным подкаст-терминалом, которому можно присвоить статус «международный».

Еще одним неплохим ресурсом является PodcastingNews. На нем вы найдете все самые последние новости по теме. Он не является терминалом подкастов, а представляет собой именно новостной ресурс. Сайтов такого плана в сети не так много, и на общем фоне PodcastingNews заметно выделяется.

А что слышно в России?

Настало время обратить внимание и на российский подкастинг. Единственным по-настоящему крупным подкаст-терминалом в СНГ является проект известного теле- и радио-ведущего Василия Стрельникова RussianPodcasting. Сегодня на Rpod присутствует большое уже установившееся комьюнити, которое, между прочим, каждый год проводит неформальные конференции PodShow под Москвой.

Что касается материалов на самом сайте, то тут выбор достаточно велик. Присутствуют подкасты, посвященные высоким технологиям (в основном по Apple), развлекательные подкасты, подкасты, ориентированные на бизнес-аудиторию и многие другие.

Конечно, в плане практических знаний вряд ли здесь найдется много интересного. В основном Rpod рассчитан на аудиторию, которая, слушая плеер, хочет расслабиться, так как и без этого перегружена информацией, которая обрушивается на людей со всех сторон. Впрочем, это не значит, что на Rpod нет хороших исторических и технических подкастов.

На сайте присутствует ежедневный рейтинг подкастов, показывающий на главной странице 20 лучших аудио- и видео- записей за прошедший день. Rpod в какой-то мере наследует ряд функций и от социальных сетей. В частности, присутствует возможность добавления других подкастеров к себе «в друзья», а также возможность отметить интересующие вас ленты.

В целом, на сегодняшний день, подкастинг становится отличным инструментов пиара, а также донесения до людей своих мыслей. Если блоги кажутся вам малопривлекательными, то вполне возможно, подкастинг станет отличной альтернативой. На сайте Rpod есть ряд статей рассказывающих, как записать свой подкаст. Главное, терпение и усердие. А результат не заставит себя ждать!


Автор: Антон Гладченко

Источники: МакЦентр