МакЦентр: Apple компьютеры, iPod, полиграфическое оборудование, новости, обзоры, новинки мира Mac
Призраки новых технологий [ 07 июня, 2008 г ]
Обзор тенденций развития организации данных и доступа к ним. Часть 2.

Почему iPhone современнее Mac OS X

Итак, благодаря появлению нового класса приложений, основанных на принципе iTunes, мы можем заключить, что непосредственная работа с файлами (организация, перенос, копирование и удаление) становится частично функцией этих программ. Пользователь не использует или почти не использует средства самой операционной системы (Finder) при работе с документами тех типов, для которых существуют соответствующие им среды.

Двойственность ситуации заключается в том, что подобные приложения существуют вовсе не для всех типов документов. Таким образом можно говорить о неком переходном периоде от "метафоры рабочего стола", реализация которой достигла апогея в Mac OS X Leopard, к новой парадигме, основанной на программных средах для каждого типа документа и скрывающей от пользователя непосредственную работу с файлами.

Взглянем еще раз на iPhone: в нем нет рабочего стола. Нажатие одной единственной кнопки всегда возвращает в исходный режим запуска приложений. А уже каждое приложение само организует всю работу с данными того типа, для работы с которыми оно предназначено. В каком-то смысле можно сказать, что в iPhone нет "метафоры рабочего стола", а есть только Dock, занимающий всю площадь экрана.

iPhone сейчас нельзя назвать самостоятельным компьютером потому, что для работы ему требуется основной компьютер и iTunes для синхронизации данных. Необходимость синхронизации предполагает некую вторичность. Но добавьте к системе возможность импорта и экспорта отдельных документов, возможность их передачи по каналам связи (что частично уже есть), и iPhone превращается в полноценное, независимое от "главного" компьютера устройство.

Остается только расширить функциональность приложений, добавив возможность не только доступа, воспроизведения (просмотра) и поиска документов, но их редактирования, и мы получаем полностью работоспособный компьютер с новой метафорой интерфейса.

Представьте себе: вы включаете субноутбук в режиме запуска приложений a-la iPhone, при помощи touch screen запускаете приложение, которое представляет из себя нечто среднее между iPhoto и программой под iPhone. Интерфейс среды оптимизирован для работы на маленьком экране, но имеются возможности первичного редактирования фотографий, как в iPhoto.

Есть некоторая ирония в том, по какому пути движется развитие пользовательских интерфейсов. Графическая система, где основным приложением был режим запуска программ, уже существовала в истории, и эта система называлась... Windows 3.1. Однако в те времена приложения не брали на себя работу по организации данных, пользователь все-равно работал с файлами, для чего приходилось использовать отдельную программу - файл-менеджер. В таком виде система уступала по удобству принципам, основанным на понятии "рабочего стола", которые и пришли ей на замену.

Именно возможность современных приложений полностью взять на себя организацию и хранению документов дает новым принципам работы преимущество по сравнению с предыдущей парадигмой. Но есть и другой путь.

Онлайн организация данных

В статье Apple. Чего нам ждать от будущего? Было рассказано о существующей тенденции замены приложений на интернет-сервисы. Уже сейчас развитие современных web-приложений достигло уровня, когда они могут составить прямую конкуренцию обычным приложениям. При этом пользователю для работы на своем компьютере не нужно ничего, кроме браузера, сейчас уже неважно, какого, Internet Explorer, FireFox или Safari, и возможно, еще виртуальной java-машины.

Пользователи могут об этом не задумываться, но все постоянно пользуются сервисами, для которых раньше обязательно требовались специализированные программы, например, электронная почта, клиент-банки и т.д. Огромное развитие получили сервисы по хранению цифровых фотографий: picasaweb, photobucket, yandex fotki. Эти и подобные им сервисы уже развиты настолько, что пользователи могут позволить себе хранить все свои фотографии на серверах в интернете, не захламляя диски собственных компьютеров. Это, пожалуй, и надежней, так как информация на серверах подобных служб резервируется постоянно, тогда как с диском пользователя в любой момент может что-то случиться, а большинство людей пренебрегает резервным копированием.

Уже сейчас Google, локомотив онлайн индустрии, предоставляет впечатляющий набор интернет-сервисов. Единожды зарегистрировавшись, пользователь получает электронную почту с адресной книгой, органайзер, picasaweb сервис для хранения и публикации фото и онлайн офис (текстовый редактор, электронная таблица, создание презентаций).

Другой сервис - Apple dotMac является почти зеркальным интернет-отражением пакета iLife. Он платный, что пока отпугивает некоторых пользователей, но за эти деньги люди получают целых 10GB свободного места. Это серьезная заявка на то, чтобы перенести все данные со своего диска на интернет-сервер.

Очевидно, что подобные сервисы будут только развиваться в сторону увеличения числа функций и расширения доступного пространства, причем стремительно. Цены на носители все время ползут вниз, нас давно уже не удивишь дисками и на 500 GB, а что тогда говорить о объемах, которыми располагают такие монстры, как Google.

Таким образом, пользователи становятся все менее зависимыми от собственных компьютеров. Неважно, какое устройство у вас сейчас в руках, если все данные находятся на серверах какой-либо онлайн-службы. Это может быть компьютер в офисе, дома, ноутбук, iPhone или то гипотетическое устройство, которое мы рассматривали выше. Нам нужен только браузер, а рабочий стол и папки – нет.

Но можно взглянуть на хранение данных в интернете и несколько под другим углом. Пока немногие обратили внимание, что появившаяся в Mac OS X Leopard шикарная Time Machine может работать и с сетевыми дисками. Уверен, что пройдет не слишком много времени, и кто-то, а возможно, что и сама Apple, предложит дисковые пространства в интернете для подключения Time Machine пользователей. На данный момент технически это выглядит сложно реализуемым, но мы уже говорили, что размеры дискового пространства, предоставляемые онлайн службами, постоянно растут. Google предоставляет бесплатный почтовый ящик неограниченного размера, а ведь когда-то это казалось невозможным.

С другой стороны, пользователи уже привыкли к безлимитным тарифам, и скорость таких подключений только растет. К тому же Time Machine только первый раз копирует большой объем данных, причем в фоновом режиме, не слишком напрягая компьютер, а дальше синхронизируются только изменения.

Теперь представим это великолепие. Вы берете любой компьютер, подключенный к интернет, заходите на сайт службы Time Machine со всей его вдохновляющей анимацией, и получайте любые ваши документы, в том числе, когда-то удаленные. Можно синхронизировать Time Machine с новым компьютером, а можно только поработать с требуемыми файлами.

Библиотеки вместо папок

В рассуждениях об онлайн службах и программных средах для обработки и хранения документов речь в большей степени идет об определенном наборе типов документов. Причем наиболее распространенных: фото, музыка, видео и т.п. Но что делать со всеми остальными документами, для которых не существует своих iPhoto и iTunes? И как быть с функциями для бизнес-пользователей - электронными таблицами, презентациям и т.п. Неужели нужно ждать выхода программ c реализацией iTunes-принципа для каждого нового типа документов? Вовсе необязательно.

Недавно компания FileMaker представила приложение Bento. Подробно об этом приложении можно прочитать в статье "Базы данных для настоящих самураев". Bento можно рассматривать двояко: как простую в освоении и использовании систему управления базами данных для непрофессиональных пользователей и как новую парадигму организации документов. Второй аспект нас интересует сейчас больше.

Бенто - японский термин, обозначающий коробочку с отсеками, в которых хранится еда в дорогу. Но в Японии бенто - это еще и тысячелетняя традиция и искусство упорядовачивания. В этом отношении программа Bento воистину революционна.

Выше мы говорили о том, что на смену файлов пришли документы, но Bento в качестве единицы информации предлагает использовать даже не документ, а запись базы данных. Лучше всего пояснить это на примере, причем в бизнес процессах Bento должна быть особенно сильна.

В принципе, любую осознанную работу на компьютере можно рассмотреть как совокупность некоторых проектов. Сам проект может быть каким угодно, но так или иначе, поддаваться некоторой формализации. Например, у него есть некое название (возможно условное), сроки начала и окончания, список людей, занятых в этом проекте, документы (файлы), используемые при работе над этим проектом, и т.п.

В Bento подобное реализуется едва ли не в несколько щелчков мыши и каждый такой проект оказывается одной записью в библиотеке проектов, включая, внимание (!) список участвующих в проекте файлов. Сами файлы при этом могут находится где угодно, щелчок мыши откроет их в соответствующей их типу программе. Фактически, запись библиотеки является документом, полностью описывающем данный конкретный проект: название, произвольные относящиеся к нему данные, файлы.

Надо понимать, что Bento - это вовсе не органайзер, а полноценная СУБД с возможностью разработки, и пользователь может удобным ему способом организовывать свои данные. Можно создавать несколько библиотек (баз) или использовать только одну. Можно устанавливать связи между записями разных библиотек. А различные данные (в том числе, и файлы) могут участвовать в произвольном количестве записей, ведь по сути, это - просто ссылки.

В итоге мы получаем очень интересную концепцию организации данных. Мы работаем больше не с файлами, а с документами. Для широко распространенных пользовательских типов документов (фото, музыка и т.д) есть программы, берущие на себя все функции по хранению, доступу и поиску этих данных. Кроме того, можно использовать онлайн хранилища и при желании отказаться частично или полностью он хранения данных на своем компьютере. В более профессиональной деятельности для типов документов, для которых нет соответствующих программных сред, мы можем организовывать данные по проектам, создавая произвольное количество библиотек и записей в них, основываясь на концепции Bento. Получив доступ и поиск документов через библиотеки и записи, сами документы мы можем обрабатывать, используя как приложения на компьютере, так и онлайн сервисы.

В этой новой парадигме нет места ни понятию рабочего стола, ни папкам, ни файловым менеджерам. То есть, все это никуда не девается, но становится внутренней частью функционирования системы, от которой пользователь отгорожен новыми службами, аналогично тому как сейчас он не замечает как функционирует файловая система, превращая поток битов на диске в конкретные файлы. Непосредственная работа с файлами становится уделом только администраторов.


Автор: А. Перла

Источники: МакЦентр