Я мобилен?
Критический взгляд на новый сервис Apple МоbileMe
[ 22 июля, 2008 г ]Автор: А. Перла

На прошедшей недавно выставке WWDC 2008 было две главных новости. Первая касалась уже набившего всем оскомину iPhone 2.0 с поддержкой сетей 3G и GPS. Теперь уже никто не сомневается в том, что Apple создала новую платформу и сумеет продать обещанные 10 миллионов устройств, а скорее всего, больше. Вторая новость была гораздо менее ожидаема, но куда интереснее - Apple представила обновленную версию своего web-сервиса dotMac, получившего новое название «MobileMe». На первый взгляд, изменения кажутся радикальными, но так ли это на самом деле?

Эта статья не является обзором новой on-line службы от Apple, скорее, это частное мнение о новом сервисе и его будущем.

Слухи о том, что Apple готовит радикальный ребрендинг своей службы dotMac, просочились в сеть незадолго до начала выставки WWDC. Отрадно сознавать, что "первооткрывателями" этой шокирующей новости стали российские специалисты, обнаружившие в последнем коде обновления Mac OS X комментарии о новом имени сервиса dotMac. К моменту начала презентации Стива Джобса мак-пользователи уже практически не сомневались, что обновленный сервис будет носить имя MobileMe.

Обновления dotMac ждали давно. Надо признать, что Apple уделяла развитию своего сервиса не слишком много внимания, даже несмотря на то, что этот сервис платный. И это тем более странно, если вспомнить, какой расцвет сейчас переживают различные интернет-службы. Получается, Apple догнала уходящий поезд? Боюсь, что нет.

Прежде чем перейти к разбору, поговорим о названии, которое само по себе скажет нам о многом: какую цель преследует Apple, переделывая старый сервис?

Следует обратить внимание, что в названии новой службы, нет ни сакраментальной буквы "i", ни слова mac. Таким образом, само название MobileMe никак не ассоциируется у пользователей ни с продукцией Apple, ни с самой фирмой. Оно и понятно: сервис позиционируется как универсальный, для пользования им подходит любой компьютер, подключенный к интернету, и неважно, какая на нем операционная система, Windows или Mac OS X. Конечно, залогом продуктивного использования MobileMe является наличие iPhone 2.0 или хотя бы iPod Touch.

Очевидно, что Apple пытается выйти далеко за пределы доли рынка платформы Macintosh. Ей вовсе не нужно, чтобы iPhone и новый веб-сервис ассоциировались с маками, так как это может ограничить круг потенциальных покупателей iPhone. Наоборот, всячески подчеркивается, что для полноценного использования iPhone, Mac вовсе не обязателен. Apple, похоже, допускает, что найдутся покупатели, которые, ничего не зная о Macintosh и Mac OS X, приобретут iPhone и подключатся к MobileMe. В конце концов, не все же знают, что торговая марка Lexus принадлежит Toyota. Да и история iPod, проданное количество которых в разы превышает продажи Macintosh, - лишнее тому подтверждение.

Смущает, правда, выбор названия и логотип. В интернете уже появилась масса критических замечаний, например, что надпись "me" напоминает логотип Windows Millenium, самой неудачной на сегодня версии Windows. Есть также и те, кто говорит, что прозрачное облачко в MobileMe больше подходит к рекламе мыла. На все это можно было бы не обращать внимания, мало ли кому что не нравится. Но все привыкли, что с эстетической точки зрения, с точки зрения дизайна, продукция Apple совершенна. Если бы сервис с таким названием и лого, выпустила, скажем, Yahoo! или Nokia, то вопросов бы не возникло.

Есть странное ощущение, что с MobileMe Apple вдруг решила стать "как все", очевидно, надеясь, что это позволит ей завоевать большую долю рынка. И начала она с того, что MobileMe дает ту же функциональность пользователям Windows, что Mac OS X. Однако, что это за функциональность?

Главное достоинство и новаторство MobileMe это, безусловно, интерфейс. Пока пользователи могут оценить его только по скриншотам и рекламным роликам, но даже это поражает воображение. Фактически мы имеем дело с полноценными приложениями, работающими в окне браузера. Хотя само по себе это уже не невидаль, но то, как это реализовано, вдохновляет. Приложения MobileMe практически идентичны своим off-line аналогам под Mac OS X: Mail, Address Book, iCal, iPhoto. Причем, не только функционально, но и визуально. Достаточно взглянуть на любой скриншот, чтобы понять это.

Apple не зря говорит: "Your desktop everywhere", ей действительно, удалось почти стереть грань между off-line и оn-line приложениями, и при этом сохранить неповторимый стиль Mac OS X в последних. Однако, когда "интерфейсные" восторги проходят, что остается?

Apple напирает на то, что главным, достоинством MobileMe является реализация так называемых push технологий: push e-mail, push contacts и push calendar. Напомним, что push технология означает моментальную доставку информации на устройство пользователя, аналогично тому, как это происходит в службах мгновенных сообщений, например, ICQ.

Поясним на примере электронной почты. В обычном случае для того, чтобы проверить почту, мы должны запустить почтовую программу и нажать соответствующую кнопку, типа "принять почту". Мы также можем настроить программу на регулярную проверку почты через заданный промежуток времени, например, каждые 5 минут. При push технологиях почта поступает в программу сразу же, как попадает на почтовый сервер. Если бы мы настроили почтовую программу на проверку с интервалом 1 секунда, то у нас бы получилась реализация push технологии.

Суть, однако, в том, что в мобильных устройствах, как, скажем, смартфоны или коммуникаторы, без использования push пользователь вынужден каждый раз запускать почтовую программу для проверки почты. Поэтому именно там push почта особенно востребована, так как она позволяет узнать о том, что пришло новое письмо, также как и о приходе нового sms сообщения, то есть, не предпринимая никаких действий, гаджет просто сигнализирует об этом: значком, или сигналом. Во многом именно реализация push e-mail, обусловила популярность устройств BlueBerry. Теперь в "пушистый" мир пришла и Apple.

Второе главное достоинство MobileMe - это возможность доступа как из под Mac OS X, так и из под Windows и iPhone, что обеспечивает полную синхронизацию данных на всех платформах. Это неплохо. И особенно важно для тех пользователей, кто много путешествует и не всегда имеет возможность работать со своего компьютера.

В сухом остатке, однако, MobileMe - это почта, адресная книга, органайзер, фотогалерея, и дисковое пространство. Где-то мы все это уже видели? Порталов с подобными сервисами в интернете полно, и большинство из них бесплатные. Собственно, почти все. Самый яркий пример - Google. Возможно, службы Google выглядят не так шикарно, как MobileMe, но зато они предоставляют куда больше функциональности плюс "съедают" значительно меньше трафика за счет простого интерфейса. С одного аккаунта в Google пользователь получает не только стандартный набор служб, но RSS агрегатор (читалка новостей) и on-line офисный пакет, способный работать с форматами файлов Microsoft Office. И заметим, все это - бесплатно!

Уверен, если бы Apple объявила о том, что пришедшая на смену dotMac новая веб-служба бесплатна, сервера Apple лопались бы от хлынувшего потока новых регистраций. Но Apple, решила пойти по классическому капиталистическому пути "если мы что-то делаем, а вы этим пользуетесь - вы должны за это заплатить". В эпоху становления интернета такой подход никого не удивил бы, но на излете первого десятилетия двадцать первого века, в эпоху Google - это выглядит по-меньшей мере странно. Apple часто идет против течения и выигрывает, но сейчас, похоже, не тот случай.

В статье "Apple. Чего нам ждать от будущего?" мы писали о том, что Apple крайне мало внимания уделяет веб-сервисам. Настолько мало, что в схватке операционных систем, может не оказаться победителей - современные тенденции развития веб-служб таковы, что, похоже, скоро весь рабочий процесс может переместиться в интернет. Приложения, запущенные в окне браузера, заменят обычные приложения, и уже неважно, что у пользователя за компьютер, и что за операционная система. Это жизнь в стиле Google и всех его последователей, и они движутся к цели семимильными шагами.

Однако, любой продукт должен приносить прибыль, и на онлайн службах нужно как-то зарабатывать. И Google своей немыслимой капитализацией каждый день доказывает правильность выбранной бизнес-модели: интернет-сервис должен быть очень качественным и абсолютно бесплатным для пользователя, что обеспечит его экспоненциальную популярность и привлечет рекламодателей. Google - это рекламная компания, и потому такая богатая.

Однако у Google есть один изъян, о котором почему-то мало кто говорит, но сама Google более чем осведомлена. Это как иголка у Кащея Бессмертного. Все дело в том, что Google совершенно не застрахована от того, что кто-то завтра выпустит аналогичный продукт, лучше, чем их собственный. Кому как не двум талантливым программистам, основателям Google, знать об этом. Именно поэтому, Google вкладывает столько средств и сил в новые перспективные разработки, привлекая талантливых инженеров со всего света.

И вот, на сцену выходит Apple со своим MobileMe и iPhone. Казалось бы, iPhone перевернул рынок мобильной связи и мобильных телефонов с ног на голову, и что-то подобное должно произойти и в сфере интернет-служб. Но этого не происходит и не произойдет. Потому что Apple, на этот раз, представляет бизнес-модель, которую интернет уже отбросил - попытка взимать с пользователя плату, даже за самый удивительный сервис, делает сервис аутсайдером.

Создается впечатление, что Apple просто не понимает, как интернет меняет наши представления о работе. Как фокус постепенно смещается с аппаратной части, с операционных систем на on-line службы. Apple, которая буквально на глазах создала новую платформу - iPhone, настолько перспективную, что она, кажется, скоро начнет конкурировать уже не с мобильными устройствами, а с настольными компьютерами (смотреть статью "Призраки новых технологий"), и успех которой целиком зависит от успешной интеграции с интернет-службами, не уделяет должного внимания самим этим службам. Для успеха нужен продукт, который привлек бы массового пользователя, своей новизной и удачной реализацией, а не ощущением дежа-вю, что, запустив браузер, вы все еще в Mac OS X.

Пользователям нужна далеко не только почта и дисковое пространство, все данные которых они могут потерять "забыв" заплатить за продление. Им нужна программная среда для хранения данных и с большим количеством функций, включая, как минимум, работу с офисными документами. Вот когда мы увидим весь пакет iWork в on-line версии, MobileMe станет, действительно, интересным приложением.

Что особенно огорчает, что с MobileMe Apple не придумала ничего по-настоящему нового. Даже iDisk, удобный сервис для синхронизации и хранения данных в интернете, не поражает воображения. Недавно Microsoft, этот вечный антагонист Apple, представила новый сервис Live Mesh, который служит для тех же целей, и тоже "поражает" реализацией интерфейса. Это практически Vista в окне браузера, причем Microsoft заявляет о кросплатформенности Live Mesh, и в том числе, поддержке Mac OS X в ближайшем будущем. Очевидно, что со временем количество различных сервисов-эпигонов будет только увеличиваться. Возможно, что мы увидим и всплеск рождения push-служб. Какой из сервисов предпочтут пользователи, неизвестно. Одно можно сказать наверняка. Он будет многофункциональным, оригинальным, быстрым, удобным и бесплатным.


Источники: МакЦентр

Комментарии, обсуждение
Содержание