МакЦентр: Apple компьютеры, iPod, полиграфическое оборудование, новости, обзоры, новинки мира Mac
Iphone на гребне успешного серфинга [ 21 ноября, 2008 г ]
Веб-разработчикам предстоит адаптировать свои продукты под iPhone

Подобно метеору, ворвавшийся на рынок средств сотовой связи, iPhone в короткий срок сумел не просто стать бестселлером, но и заставил говорить о себе буквально всех, в том числе людей, весьма далеких от серьезного увлечения высокими технологиями. Компании Apple в очередной раз удалось создать нечто новое в области, где, казалось бы, все новое уже создано.

При этом, Apple не стала именовать свое детище "компьютером". Перед нами просто телефон, с "самым обыкновенным" набором "самых обыкновенных" функций. Компании не свойственна приверженность громким фразам и звучным сложным наименованиям, ставящим пользователя в тупик. В очереди за iPhone пользователи становились сами и своими глазами убедились в том, что перед ними не очередной "мобильник", а настоящий компьютер с комплексом самых необходимых современному человеку функций. Более того, рекламная кампания iPhone началась за годы до его официального анонса усилиями самих пользователей, вовсю обсуждавших на сетевых просторах слухи, касающиеся грядущего телефона Apple.

Одной из наиболее привлекательных способностей iPhone является возможность полноценного серфинга в Интернете, которая достигается, благодаря интегрированному в программное обеспечение устройства, браузеру Safari, чьи возможности уже успели оценить многочисленные пользователи Макинтошей.

По данным сервиса интернет-статистики MarketShare, iPhone успел занять четвертое место среди платформ, при помощи которых пользователи посещают глобальную сеть, в "общем зачете" уступая только Windows, Mac и Linux. Среди мобильных платформ Интернета коммуникатор от Apple - несомненный лидер.

iPhone - платформа интернета, любимая своими многочисленными пользователями, аудитория которых постоянно растет. А это означает, что веб-разработчикам, при создании сайтов, придется считаться с новой звездой на компьютерном небосклоне. Такого мнения придерживается ведущий менеджер по продуктам агентства Keynote Systems, Дэн Ричардс (Dan Richards):

iPhone - настоящий прорыв в сфере мобильной связи, однако наше исследование позволяет сделать выводы об отсутствии у пользователей опыта веб-серфинга с помощью iPhone. Некоторые области применения устройства требуют определенных усовершенствований для того, чтобы конечный пользователь был удовлетворен. Веб-дизайнерам следует научиться и адаптировать свои решения под новый бренд.

Агентство провело масштабное исследование Keynote WebEffective с целью выяснить степень удовлетворенности пользователей навигацией в интернет с помощью iPhone. На пути веб-серфингиста, основным инструментом которого является iPhone, встретились некоторые трудности, причины возникновения которых нам предстоит выяснить, опираясь на отчет о результатах исследования Keynote WebEffective. Для удобства читателя цитаты из отчета приводятся курсивом.

Более 75 участников исследования получили задание выполнить с помощью iPhone ряд типичных задач: найти развлекательный сюжет, прочесть статью, а также отправить другу найденный материал на определенную тему. Свой опыт сочли удовлетворительным 51% пользователей портала Yahoo! и 64% посетителей Fox News. Удивительно, что в отчете эти результаты именуются "низкими". По всей видимости, от устройства требуют чуда!

Сомнительно, что более половины пользователей любой новой платформы, включая традиционный компьютер, сразу получают удовольствие от первого же визита в глобальную сеть. Напротив, опыт показывает: даже привыкание к новой мыши, клавиатуре или монитору на первых порах вызывает определенный дискомфорт. Здесь же речь идет о совершенно непривычной платформе, реализованной в устройстве с 3,5-дюймовым экраном. При этом, стандартный монитор обладает экраном 17, а чаще - 20 дюймов.

Даже 14- и 15-дюймовые экраны ноутбуков далеко не все находят достаточными для удобного просмотра интернет-страниц. Причиной дискомфорта в данном случае может стать что угодно: от не совсем традиционного форм-фактора до повышенных запросов к серфингу самого пользователя. Разумеется, людям, привыкшим к четкой детальности мельчайших фрагментов изображения, следует порекомендовать остановить свой выбор на 30-дюймовом Apple Cinema HD Display.

Но ведь габаритный монитор в карман не положишь и не захватишь с собой на пляж, а с iPhone интернет доступен везде, где есть покрытие сети. Можно порекомендовать не делать поспешных выводов и не рассматривать коммуникатор в качестве замены компьютера. В конечном итоге, об этом речь не шла никогда.

Лишь 4% участников исследования щелкнули по рекламному объявлению и только 25% обратили внимание на присутствие рекламы, хотя и не перешли по соответствующим ссылкам.

Вряд ли такая "невидимость" рекламы представляет серьезную проблему для самих пользователей или является "изъяном" iPhone. В том, чтобы посетители ресурсов обращали внимание на рекламные объявления и переходили по соответствующим ссылкам, заинтересованы владельцы проектов, которые и должны поставить перед разработчиками задачу адаптировать сайты под платформу iPhone, которая уже сейчас занимает видное место среди интернет-платформ. При этом, перспективы iPhone в качестве интернет-навигатора столь грандиозны, что затруднительно даже делать прогнозы в этом отношении. Именно об этом сказал и Дэн Ричардс, профессионал, к мнению которого, дизайнерам следует прислушаться уже сегодня, чтобы встретить завтрашний день подготовленными.

60% участников исследования были несколько разочарованы, посетив Yahoo! с помощью iPhone. Посещение Fox News оставило у пользователей, принимавших участие в исследовании, значительно более теплые впечатления: лишь 33% остались недовольны своей виртуальной прогулкой с iPhone в руках.

Свидетельствует этот результат лишь о том, что Fox News в настоящее время лучше вписывается в концепцию iPhone, нежели Yahoo!. В более широком плане можно говорить о большей и меньшей адаптированности тех или иных ресурсов к мобильным платформам. Столь большой разбег в числе "разочарованных" только подтверждает данный вывод. Пользователям остается лишь набраться терпения и дождаться пока разработчики адаптируют свои проекты под iPhone, а разработчикам не следует медлить. В любом случае, этот результат трудно признать настоящей проблемой, с учетом того, что iPhone фактически открыл эпоху массового "мобильного Интернета" и разработчики просто не располагали временем для того, чтобы успеть принять во внимание "фактор iPhone".

Прежде всего пользователей смутили: ошибки на сайтах, перегруженность страниц элементами, низкая скорость и чрезмерный скроллинг.

Умение создавать сайты для столь малого экрана, при этом без уклона в крайний минимализм интерфейса - подлинное искусство. Но ведь на "перенасыщенность" дизайна сайтов "тяжелой" графикой и излишними элементами жалуются даже счастливые обладатели профессиональных мониторов. Эпоха высокоскоростного доступа к интернету дала возможность разработчикам смелее интегрировать графику и сервисы в свои ресурсы. И далеко не всегда умеренность является творческим кредо художника.

"Неожиданные" результаты поиска вызваны отсутствием всплывающих подсказок и усложненного подхода к использованию поисковых функций.

Здесь следует поставить вопрос несколько шире: а для многих ли пользователей функции расширенного поиска просты и понятны? Полагаю, уважаемые читатели, что отрицательный ответ на этот вопрос вам абсолютно очевиден. Нужно ли ожидать, что iPhone восполнит собственные пробелы знаний пользователя лишь по факту своей широкой известности? Гениальный инженер, выдающийся теоретик и практик высоких технологий, легендарный со-основатель компании Apple Стив Возняк (Steve Wozniak) внес идею "мыслящей машины" в число тупиковых, заявив о том, что "домашнее животное разумнее любого компьютера". Задачу, в том числе и поисковую, ставит человек-пользователь. Технические решения призваны обеспечить удобный интерфейс. iPhone удобен, существующие на сегодняшний день поисковые механизмы также работают весьма неплохо. И iPhone и поисковые системы продолжат совершенствоваться. В этом тоже ни у кого нет сомнений. Само стремление к недостижимому идеалу совершенства лежит в основе технического прогресса.

Данному обзору следует подвести итоги. Да, пользователи испытывают некоторые сложности при веб-серфинге с помощью iPhone. Однако, из этих проблем невозможно выделить специфические, относящиеся только к телефону Apple. Некоторый дискомфорт, неудовлетворенность расположением элементов дизайна ресурсов, а также затруднения при использовании сервисов - проблемы достаточно типичные для веб-серфинга. Отсутствие 100% удовлетворенности невозможно назвать проблемой вовсе, поскольку абсолютное довольство человека техническими средствами цивилизации означало бы полную остановку научно-технического прогресса.

Пользователям, планирующим всерьез осваивать бескрайние просторы глобальной сети с помощью своего iPhone, следует порекомендовать не просто ознакомиться с особенностями ввода и навигации, характерными для этого устройства, но и посвятить несколько дней тренировке навыков взаимодействия с интерфейсом "мультитач". Только доведя каждое движение до автоматизма, можно привыкнуть к новому средству веб-серфинга. Ведь мы даже не задумываемся, сколь длительное время было затрачено нами на приобретение навыков ввода с клавиатуры, чтения с экрана, обращения с мышью. Что и говорить - на освоение самой идеи всемирной сети! Просто это привыкание длилось достаточно долго и каждый пользователь давал себе время на освоение нового. Теперь это самые обыкновенные и привычные вещи.

iPhone вошел в нашу жизнь стремительно и нет ничего удивительного в желании пользователя столь же стремительно овладеть всеми приемами обращения с этим желанным и долгожданным устройством. Немедленно, в день его приобретения начать общаться в Сети, посещать любимые сайты, вести блог. Иными словами, делать все то, что активный нет-серфер проделывает ежедневно. Пользователю представляется колоссальной потерей каждая минута, затраченная на "скучную теорию" освоения новинки и приобретения опыта, ведь она оторвана от "занимательной практики" общения и серфинга. Отсюда и следует неизбежное "разочарование" отсутствием немедленного результата, которое правильнее назвать вполне понятным нетерпением. Но недаром путешествие по Интернету названо серфингом: гигантские волны покоряются не самым отчаянным энтузиастам, а наиболее тренированным и вдумчивым спортсменам! У обладателя iPhone есть огромное преимущество перед чемпионом: годы упорных тренировок профессионального спортсмена сулят краткие часы триумфа, в то время как интернет-серфер окупит часы тренировок месяцами и даже годами удовольствия.

Всегда следует помнить, все подлинные чудеса в нашем стремительно меняющемся мире бывают только обыкновенными и требуют от человека усилий. Создав iPhone, инженерный гений персонала компании Apple дал каждому возможность прикоснуться к будущему. И это настоящее чудо! Теперь настала очередь разработчиков и самих пользователей внести свою лепту в совершение чуда, обыкновенного чуда гармонии человека и техники.


Автор: О. Довбня

Источники: МакЦентр