Слухи о смерти аналоговых пластин Agfa были сильно преувеличены…
[ 24 мая, 2006 г ]Автор: Ведущий технический эксперт Компании «МакЦентр» В.Крысинский

Похоже, что скоро у нас с вами особой альтернативы в выборе технологии в пре-пресс не будет. Естественно, если вы и дальше хотите выпускать высококачественную продукцию. Ранее, около года назад, крупнейшие компании, такие как Haidelberg, Agfa и некоторые другие заявили о сокращении выпуска или полном прекращении изготовления фотонаборных автоматов из-за их бесперспективности. А теперь очередь дошла и до материалов.

Слухи

Наверное, все помнят припев из песни Высоцкого о слухах: «… тут и там ходят слухи по пятам, а беззубые старухи их разносят по домам..». В полиграфическом мире слухов тоже хватает, и один из них, это яко бы то, что компания Agfa полностью прекращает производство аналоговых пластин, сосредоточив все свои усилия на более перспективных цифровых технологиях. Мягко говоря, это не совсем соответствует истине.

Однако, как известно, дыма без огня не бывает. Agfa действительно затеяла серьезную рационализацию своего производства с очевидным упором на дальнейшее развитие направлений по пластинам для CtP. Об этом говорят хотя бы частые сообщения о новациях в этой области. Так в прошлом году поступили сообщения о выпуске новых термальных пластин Azura и Amigo, которым или совсем не требуется проявочная химия, или режимы обработки не влияют на изображение. В этом году было объявлено о выпуске целого семейства позитивных опять же термочувствительных пластин Energy. Последнее сообщение вообще стало сенсацией. На выставке Ipex в Великобритании Agfa заявила о создании уже фотополимерной пластины, которой не требуется проявление. Так что определенные основания для таких разговоров имеются. Но об этом несколько позже. А сейчас давайте попробуем оценить, действительно ли цифровые технологии стали в пре-пресс доминирующими?

Цифра уже завоевала главные рубежи

Статистика совершенно четко отвечает на этот вопрос ДА. Хотя у нас в России мы это не очень чувствуем из-за серьезного отставания, но в мире технология CtP становится главной, стремительно вытесняя аналоговую, как безнадежно устаревшую.

Нажмите, чтобы увеличить

Как видно из графика, в этом году наступил паритет на мировом рынке. Объемы аналоговых пластин практически сравнялись с цифровыми. При этом нужно учесть, что мировой рынок, это не только высокоразвитые страны, но и вся Азия, Африка и Латинская Америка, где уровень развития новых технологий определенно ниже, чем в Европе, Японии или Северной Америке.

В этом нетрудно убедиться, взглянув на следующий график, характеризующий эволюцию рынка пластин в Европе.

Нажмите, чтобы увеличить

Вот так выглядит положение дел в Европе. Судя по динамике рынка, через пару лет вы вообще, даже в маленьких типографиях Европы, не найдете ни одного фотонабора или копировальной рамы. Аналоговая технология станет таким же анахронизмом, как металлический набор на линотипе.

Даже на основе этих скудных данных невольно напрашиваются совершенно определенные выводы, и Agfa их сделала.

Слухи о смерти были несколько преувеличены

К указанным выше обстоятельствам прибавились еще и другие, которые делали производство аналоговых пластин все менее привлекательным для производителя. Последние годы отмечались резком ростом цен на алюминий и энергоносители. Так, только в течение 2005 года цена на алюминий возросла на 40%, а на электроэнергию на 35%. Так как аналоговые пластины почти в два раза дешевле цифровых, то и доля этих потерь при их производстве соответственно выше.

Однако, вопреки разговорам, отказываться от производства аналоговых пластин Agfa пока не собирается. Как говорится, слухи о смерти были несколько преувеличены. Во-первых, это все-таки половина мирового рынка. Во-вторых, при отказе от аналоговых пластин можно ожидать потерю потенциальных клиентов, которые не сегодня, так завтра будут переходить на технологию CtP. Я думаю, есть и третье обстоятельство, которое, так сказать, вытекает из второго. Просто неразумно и неприлично для уважающей себя компании, которая постоянно заявляет о своей надежности, в одночасье бросать своих клиентов, предлагая им не совсем равноценную альтернативу.

Строго говоря, такая альтернатива у Agfa есть - это пластины сравнительно недавно купленной компании Lastra. Тем более, что в России эта марка очень хорошо известна.

Но, простите, Agfa есть Agfa, а Lastra - это Lastra. Ни в коем случае не умаляя достижений этой компании в производстве недорогих и потому таких популярных у нас аналоговых пластин, все же должен заметить, что качественный уровень у Agfa и Lastra всегда различался, и профессионалы это отлично понимают. Пластины Agfa и раньше, и сейчас считаются более элитными. На известном немецком заводе в Висбадене уже в течение десятков лет производились знаменитые пластины Meridian P5S (прежнее название Ozasol P5S). У этих пластин самая высокая разрешающая способность, прекрасные печатные свойства и много других отличительных качеств. Но даже не это главное. Основное, это то, что Agfa сумела добиться очень высокой стабильности качества своих материалов. А это дорогого стоит.

Например, вся борьба за повышение качества в печати на 80% состоит из разнообразных и подчас весьма дорогостоящих способов добиться стабильности и предсказуемости результатов. И это нетрудно доказать.

Предположим, что ваша печатная машина даже при хорошей наладке и уходе выдает оттиски с несколько завышенной величиной растискивания. Если технология поставлена грамотно и эти параметры находятся в жестких рамках, то решить такую проблему можно компенсировав растискивание на RIP-е или разослав ICC-профили своей машины заказчикам. Но если стабильности у вас нет, то это будет постоянно приводить к очень большим потерям. Тираж или его часть не будут соответствовать подписному листу, отпечатанные обложки или этикетки с фирменным цветом фона будут разительно отличаться от тех, которые напечатаны месяц назад.

Всякий полиграфист, связанных с выпуском реальной печатной продукции, каждодневно сталкивается с такими проблемами. Более того, это постоянная головная боль любого производственника. Вот почему вкладываются серьезные средства в покупку новой техники, приборы контроля и внедрение новых технологий.

Но с печатью все ясно. Здесь факт, как говорится, на лице. Открываешь печатный оттиск, а там брак. Заказчик требует перепечатать тираж и уходит в другую типографию. Теряются реальные деньги. Это понятно не только технарю в печатном цехе, но и любому руководителю типографии.

Другое дело формный процесс. На взгляд все формы любого поставщика одинаковы и различаются разве только по цвету слоя. Конечно, если на них нет прямых дефектов или тенения. Потери здесь могут быть не видны напрямую, но это не значит, что их нет или они незначительны.

К сожалению, пока еще у многих руководителей предприятий до сих пор устойчивое мнение, что чем дешевле пластины, тем выгоднее. Еще парадоксальнее выглядит ситуация, когда на покупку новой печатной машины выделяются большие средства, а формный процесс остается на дедовском уровне. Ведь совершенно очевидно, что прочность технологической цепочки определяется по самому слабому звену. Простите за банальность, но рвется всегда именно там, где тонко. Невозможно получить в конце процесса стабильный результат, если в начале он нестабилен.

Победное шествие технологии CtP в большей степени объясняется именно тем, что этот процесс на порядок стабильнее, чем аналоговый.

Обратимся еще раз к первому графику, иллюстрирующему динамику мирового рынка офсетных пластин. Количество используемых аналоговых пластин уменьшается, но не очень намного. Логично предположить, что потребителями их являются предприятия с устаревшими и изношенными печатными машинами, которые выпускают продукцию не требующую высокого качества. Введение новой техники для высококлассной печати (заметьте, общий объем пластин растет) одновременно стимулирует развитие более стабильной технологии CtP.

Agfa, она и в Италии Agfa

Но вернемся все-таки к нашей основной теме. Какие же планы у компании Agfa по поводу аналоговых пластин?

Надо признаться, логика менеджеров Agfa проста и незатейлива, что называется «железная». Если в мире в основном формы для высококачественной работы изготавливаются на CtP, то нет никакого резона тратить средства на производство аналоговых пластин с очень высоким разрешением. Те, кто выполняют такие работы, переходят на CtP. А вот по возможности максимально удешевить производство этого продукта вещь не только желательная, но и просто необходимая. Иначе, учитывая все ранее названные обстоятельства, нужно обращаться к самой непопулярной мере поднимая цену на пластины, и, соответственно, терять рынок. Ведь в настоящее время производители аналоговых пластин плодятся со скоростью кроликов. В одном только Китае их производством сейчас занимается не менее 20 фирм.

Можно было бы, конечно, прекратить выпуск аналоговых пластин в Висбадене и поставлять под лейблом Agfa одну из марок итальянской Lastra, например, Matrix.

Но Agfa, она и в Африке, и в Италии Agfa. Позиционируя себя, как компания выпускающая высококлассные материалы для полиграфии, Agfa себе такого позволить не могла. Лицо, а точнее престиж фирмы, необходимо поддерживать всегда, вне зависимости от сиюминутных денежных выгод.

В результате был выработан компромиссный вариант. Производство аналоговых пластин в Германии действительно прекратить, сконцентрировав усилия специалистов с завода в Висбадене только на цифровых технологиях. Отказаться от выпуска становящихся ненужными известных пластин Meridian P5S (бывший Ozasol) и перевести производство аналоговых пластин в Италию на одну из линий Lastra. При этом сократить количество марок до одной позитивной и одной негативной пластины. Теперь из аналоговых пластин Agfa будет выпускать только позитивные Meridian P55 и негативные Zenith N555.

Естественно, что при этом линия в Италии была модернизирована, организация производства проведена менеджерами и специалистами из Висбадена и внедрены жесткие немецкие стандарты, обеспечивающие ту самую стабильность качества, о которой мы только что говорили.

В принципе, ничего страшного для потребителей в переводе производства аналоговых пластин в Италию нет. У компании Agfa несколько заводов в разных частях света. Есть заводы в Канаде, США, Бразилии, Китае. Кстати, бразильские пластины P5S поставлялись в приличных количествах и на наш рынок и в Европу. Причем, если в первых партиях еще могли иногда наблюдаться какие-то отклонения, то впоследствии различить их можно было только по надписи на этикетке и индексации на обратной стороне пластины.

В данном случае, чтобы не допустить малейших срывов, Agfa решила готовиться заранее. Год тому назад в Италию было переведено производство другой менее известной марки пластин Meridian P51. За это время было переналажено не только производство и его организация, обучен персонал в соответствии с новыми требованиями, но и разработана новая марка пластины с более универсальными свойствами.

Одновременно начались мероприятия и по сближению требований к качеству пластин Agfa и Lastra. Прежде всего это выразилось в отказе от производства самых дешевых и, соответственно, самых нестабильных марок пластин, таких как Explorer. Остался Matrix, как наиболее качественная и универсальная пластина. В дальнейшем, после проведения соответствующих реконструкций, возможно и на остальных итальянских линиях будут выпускаться пластины с лейблом Agfa. Пока же из маркетинговых и технических соображений обе компании будут работать несколько раздельно, но под общим патронажем Agfa.

От Ozasol к Meridian P55

Теперь остались еще два немаловажных вопроса. Почему бы не выпускать на заводе в Италии давно известные пластины Meridian P5S, и чем отличаются от них новые Р55?

На первый вопрос ответ частично ранее уже был дан. Agfa нуждается в более универсальном материале (пластина-то одна для любого применения) при сокращении издержек производства, чтобы при постоянном росте цен на металл и энергононосители постараться хотя бы не очень поднимать цену.

Говорят, что наши достоинства являются продолжением наших недостатков. Истина эта верна не только для людей, но и для материалов.

Пластины P5S обладали очень высокой разрешающей способностью. Помимо свойств самого копировального слоя, это достигалось двумя путями. Во-первых, поверхность алюминия имела несколько меньшее зернение, чем у подавляющего большинства среднетиражных пластин. В отличие от всех остальных пластин, в том числе и из пакета предлагаемого Agfa, включая материалы для CtP, электрохимическое зернение проводилось азотной кислотой, а не соляной. Дополнительно к этому в копировальный слой добавлялся микропигмент с размером частиц в 4 мкм. Так как толщина самого копировального слоя составляет порядка 1,5 - 2 мкм, то благодаря менее шероховатой поверхности и точному калиброванному расстоянию от пленки до светочувствительного слоя появлялась возможность при копировании четко и без искажений получать изображения самых маленьких микроштрихов и растровых точек.

Но при этом была и обратная сторона медали. Например, при копировании с целых пленок на старых рамах с продавленным в средней части ковриком мог возникать неконтакт, так как образующийся там воздушный пузырь из-за меньшей шероховатости удалялся слишком медленно. Могли возникнуть и проблемы с тенением при приладке в печатной машине, если имелись недостатки в наладке печатных валиков, увлажняющего аппарата или в подборе химии. Причем, в обоих случаях замена пластин на менее качественные, но с более грубым зернением могла разом решить все проблемы. В последнем случае ²виновата², так сказать, была также меньшая шероховатость пластин. Пластины с грубым зерном, по вполне понятным причинам, лучше удерживают влагу и в большем интервале сохраняют баланс краска/вода в течении тиража. Правда, и достигнуть этого баланса можно только израсходовав в брак приличное количество бумаги, но это, как говориться, другая песня.

Поверхность пластины после зернения азотной кислотой (слева) и после зернения соляной кислотой (справа):

Теперь при изготовлении новых пластин Р55 зернение будет проводиться соляной кислотой и шероховатость слоя достигаться путем напыления частиц на поверхность, а не введением в его состав микропигмента. По результатам тщательно проведенных испытаний такой способ увеличения шероховатости поверхности слоя в равной степени с микропигментированием обеспечит качественное удаление воздуха для достижения хорошего контакта пластины с пленкой во время копирования.

Микрофотографии поверхности слоев P5S и Р55 при разном увеличении. Слева микропигмент в слое пластин P5S, справа напыленные частицы на слое пластин Р55:

Прошу прощения у читателя, что слишком перегрузил статью технологическими данными, но мне это показалось необходимым, так как на эту тему также ходит слишком много разноречивых слухов.

Итак, новая пластина Agfa Meridian P55, это материал полностью разработанный специалистами Agfa, со своим составом копировального слоя, технологией изготовления и стандартами производства.

Пластины немного потеряли в разрешающей способности, но взамен приобрели целый ряд положительных качеств, делающих их более технологичными и универсальными. Светочувствительность у них примерно на 30% выше, чем у P5S, больший контраст изображения, позволяющий легче осуществлять визуальный контроль, большая широта печатных свойств и устойчивость в сохранении баланса краска/вода во время тиража, при этом скорость достижения баланса благодаря новациям в гидрофилизующем подслое осталась такой же. Из прежних положительных качеств пластины Р55 сохранили широкие пределы обработки как при экспонировании, так и при проявлении, хорошую стойкость к химическим реактивам. Практически такой же осталась и тиражеустойчивость - 150000 оттисков и более без термообработки.

Уже из простого перечисления основных свойств пластин Meridian P55 вырисовываются знакомые фирменные черты портрета материалов Agfa - это высокая стабильность и надежность, неприхотливость и простота в обработке, сбалансированность качеств и технологичность.

На этом, кстати, Agfa завершает разработки аналоговых пластин. Все усилия отныне будут сосредоточены на материалах CtP.

Вывод напрашивается сам. Если сегодня вы покупаете новую печатную технику и хотите от нее максимальной отдачи, то обеспечьте соответствующий уровень всех процессов и прежде всего в подготовке форм. Без стабильности формного процесса не может быть стабильной печати. Это уже не предположение, а аксиома.


Источники: Maccentre.ru