Стив Джобс - освободитель музыки

Музыка на iTunes - теперь без DRM

Как мы и предсказывали, начатая два года назад схватка "Джобс vs. DRM" закончилась полной и окончательной победой здравого смысла над жадностью. Даже обидно, что Стив Джобс не смог лично явиться на MacWorld Expo 2009, чтобы сообщить об этом эпохальном событии. Впрочем, вряд ли кто-то из посетителей выставки не вспомнил о лидере компании Apple, глядя на сцену, над которой висела радостная надпись: "All songs DRM-free" (Все песни свободны от DRM). Строго говоря, из десяти миллионов композиций на iTunes сейчас можно приобрести без DRM-защиты только восемь миллионов, но это уже не принципиально: оставшиеся два миллиона композиций должны освободиться в конце марта этого года. При этом, немногие сохранившиеся фанаты DRM по прежнему смогут приобрести "защищённые" песни по чуть меньшей цене. Настоящая свобода выбора.

Ущербность идеи DRM-защиты музыки в последние месяцы становилась всё более очевидной. Однако ещё 6 февраля 2007 года, когда Стив Джобс обратился к миру со своими "Мыслями о музыке", многие "авторитетные организации" не допускали и мысли о таком скором и кардинальном решении проблемы DRM. Речь идёт не только о таких "рупорах индустрии", как как RIAA (Recording Industry Association of America, Американская ассоциация звукозаписывающих компаний), но и о реальных поставщиках цифрового музыкального контента, таких как Universal Music Group, Sony BMG, Warner Music Group и EMI. По оценкам Джобса, эта "Большая четвёрка" владела на тот момент примерно 70 процентами рынка цифровой музыки, так что отказ этих компаний от DRM-защиты своих песен мог вынудить весь рынок отказаться от варварского пережитка DRM. Так оно и случилось.

Это типичная для Apple ситуация: одно время "знающие люди" утверждали, что людям не нужен персональный компьютер, а манипулятором типа "мышь" невозможно пользоваться. На этот раз "авторитеты" опять ошиблись, а Стив Джобс традиционно продемонстрировал закостенелым консерваторам, до сих пор мыслящим категориями CD и винила, что лучше них разбирается в потребностях пользователей и в перспективах рынка. Если коротко, Джобс обращал внимание звукозаписывающих лейблов на тот факт, что неудобство использования DRM-защищённой музыки отпугивает потребителя гораздо сильнее, чем цена, так что сторонники DRM фактически вынуждают меломанов заниматься пиратством, не из экономии, а только ради собственного удобства. Экономя центы, "Большая четвёрка" теряла миллиарды.

Первой на призыв Джобса откликнулась компания EMI, согласившаяся попробовать продавать на iTunes незащищённую музыку. Был создан раздел iTunes Plus, где песни можно было покупать немного дороже, но без DRM. Результат просто ошеломил сотрудников знаменитого лейбла: летом 2007 года рост продаж музыки EMI на iTunes Plus исчислялся сотнями процентов, и наблюдалась тенденция к дальнейшему росту. За последующие полтора года, представители "Большой четвёрки" делали много осторожных половинчатых шагов в сторону ухода от DRM-защиты, пока наконец не отказались от неё совсем, о чём и сообщил на нынешнем MacWorld Expo первый заместитель Стива Джобса и вице-президент компании Apple Филипп Шиллер.

Итак, война закончилась, Apple и "Большая четвёрка" заключили мирное соглашение и, раз уж наши прогнозы на эту войну сбылись, пора сделать несколько прогнозов на мирное время.

Прежде всего, агония DRM не продлится долго и не будет слишком масштабной. Конкуренты Apple, такие как Amazon, уже давно ощутили все прелести свободной музыки. Конечно, консервативные компании, такие как Microsoft со своим Zune, могут ещё попытаться реанимировать труп DRM, но тогда они быстро перестанут быть конкурентами Apple. Мелкие рекорд-лейблы однозначно не будут настаивать на DRM-защите, так как на современном IT-рынке идти против лидеров - плохая примета. Продажи DRM-музыки параллельно со свободной, пусть медленно, но зачахнет, так как ни Apple, ни остальные разработчики DRM-технологий больше тратить столько сил и средств на борьбу с хакерами, так что следующий взлом FirePlay (DRM-технология от Apple) может стать последним. Возможно, у большой четвёрки даже хватит ума перейти на продажу песен только в свободном формате, но это уже как повезёт.

Для конечных пользователей должна резко измениться правовая ситуация. Теперь, если у человека есть файл с музыкой и есть на чём его прослушать, то он сможет это делать не боясь судебного преследования. Можно слушать файл на любом плеере, любой компании, на любом компьютере, с любой операционной системой, при помощи любой программы-плеера в любом формате. Можно хранить файл на любом носителе, можно делать резервные копии, можно давать файл "послушать" друзьям, причём не по очереди, как CD, а по мере необходимости. Возможно, кто-то ещё попытается счесть эти действия пиратством, но это не проблема пользователей. Никто не будет отстаивать законы, выполнение которых невозможно контролировать. Рынок цифровой музыки образуют страны, в которых действует Презумция Невиновности, так что пользователь не обязан доказывать, что музыка в его плеере легальная, а правоохранительным органам будет крайне трудно доказать обратное. Теоретически, проблемы могут быть, но по файлу в свободном формате нельзя определить, кто, где и почём его покупал и покупал ли вообще, так что преследование отдельных граждан за незаконное использование музыки теряет смысл. Вероятно, соответствующие законодательные инициативы не заставят себя долго ждать. Ситуация "незаконно, но неподсудно" никому не нужна.

В то же время, настоящим пиратам теперь придётся туго. Термин "пиратство" снова обретает своё первоначальное значение: нелегальное массовое распространение авторских материалов. Правоохранительные органы смогут наконец-то оставить в покое простых пользователей и заняться настоящими преступниками, ворующими деньги и славу у музыкантов. В первую очередь трудные времена ждут владельцев обвешанных банерами файловых архивов и примазавшихся к ним нелегальных интернет-магазинов. На первый взгляд выгоды для конечного пользователя не очевидны, но стоит помнить, что именно из-за этих преступников рынки многих стран, таких как Россия, остаются бесперспективными для ведущих продавцов цифровой музыки. В частности, компания Apple до сих пор не видит смысла открывать российский портал iTunes. Раньше это было оправдано: кому он тут был нужен со своей DRM-музыкой. Теперь iTunes становится конкурентоспособным, ведь конкурировать ему придётся не со всякими "superMP3-halyava.ru" (название домена вымышлено), а с такими солидными порталами, как Amazon MP3 или Napster и с примкнувшими к ним отечественными дистрибьюторами. Музыки на легальных порталах больше, найти её легче, оплатить - проще, а если кому-то денег жалко, то это только вопрос привычки. Посылают же люди SMS в поддержку героев телешоу, а ведь эти SMS стоят дороже нескольких легальных песен. В общем, Apple и "Большая четвёрка" теперь будут сражаться с пиратами на стороне пользователей: ситуация, немыслимая два года назад.

Отдельно можно отметить, что освобождение музыки от DRM - это важный прецедент. Аналогичные технологии применяются и в других видах контента. Например, цифровую защиту контента от копирования используют продавцы видео и текстов. Это причиняет неудобства пользователям, и сдерживает развитие соответствующих рынков, как это было с рынком цифровой музыки. Не факт, что Стив Джобс и компания Apple проявят себя и на этих направлениях, но сам пример отказа от DRM в музыке, может поспособствовать освобождению и других видов контента.

Интересно, появится ли Стив Джобс на публике в марте, чтобы лично объявить миру о наступлении эпохи свободной музыки?

14 января 2009 г, 13:51
Содержание
Комментарии, обсуждение