Истоки iPhone
Первые споры вокруг концепта «телефона будущего»
[ 12 марта, 2007 г ]Автор: K. Nemo

9 января 2007 года, когда компания Apple анонсировала первый мобильный телефон собственного производства, стало ясно, что речь идёт не просто о выходе очередной компании на очередной рынок. Нужно быть закоренелым скептиком, чтобы не заметить очевидного - в виде телефона iPhone мир получил новый революционный концепт. Естественно, что событие такого масштаба просто не могло пройти без громких скандалов.

Quantum Research

Не прошло и пары месяцев с выхода iPhone, к уже четыре серьёзные компании попытались предъявить Apple те или иные претензии. Одна из попыток довольно банальна: компания Quantum Research, специализирующаяся на различного рода сенсорах, заявляет, что намерена подать на Apple в суд, если обнаружит, что технологии, задействованные в сенсорном экране iPhone, нарушают один из её патентов. Надо отметить, что это будет уже второй иск Quantum Research к Apple. Первый касался сенсорного колеса управления Click Wheel, ставшего эмблемой марки iPod. Суть претензии была в задействованной технологии измерения передаваемого заряда, которая используется для распознавания прикосновений. Надо отметить, что Quantum Research выдала лицензии на эту технологию некоторым производителям мобильных телефонов, например, компании Motorola.

На первый иск Apple отреагировала, отвергнув все обвинения, и выдвинула свой иск, утверждая ошибочность претензий и отсутствие каких либо нарушении со своей стороны. Со вторым иском ситуация получается и вовсе странная. Дело в том, что образцы iPhone держали в руках очень немного людей за пределами Apple, тем более, ни у кого не было возможности достоверно определить, какие технологии используются в его сенсорном экране и датчике приближения объекта. Фактически, Quantum Research угрожает иском просто на всякий случай, без каких либо гарантий на то, что Apple даст ей законный повод для такого поступка. Пока нереально определить, с чем мы тут сталкиваемся, с попыткой прорекламироваться за счёт популярного концепта или использованием инсайдерской информации. В любом случае, серьёзного скандала по этому поводу стоит ждать не раньше лета, когда iPhone поступит в продажу.

Cisco

Ещё один скандал по поводу iPhone толком не состоялся и уже вряд ли состоится, хотя в первый момент ожидалась крупная юридическая буря. Причиной скандала стало само название «iPhone», которое Apple не поделил с компанией Cisco. Ещё в 1996 году компания Infogear зарегистрировала торговую марку «iPhone». Далее, в 2000 году, Cisco приобрела Infogear вместе с принадлежащими ей торговыми марками. Переговоры между Cisco и Apple начались задолго до выпуска iPhone, однако дожидаться их окончания в Apple не стали и представили свой телефон именно под этим названием. Менее чем за месяц до ожидаемой даты анонса новинки от Apple компания Linksys, являющаяся дочерней компанией Cisco, анонсировала серию VoIP-продуктов под общим брэндом «iPhone». Основой этой серии были телефоны, правда, не сотовые. Таким нехитрым способом Cisco намекнула Apple, что не собирается допускать преждевременного использования своей торговой марки, а когда намёк не был понят и анонс iPhone состоялся, Cisco обратилась в суд. Скандал казался неизбежным, но в последний момент обе компании решительно пошли друг другу навстречу, в результате чего Apple получила права на использование торговой марки «iPhone», а Cisco - сумму, которая до сих пор не разглашается. Любителей громких скандалов постигло жестокое разочарование. Впрочем, их в некоторой степени смогли утешить компании LG и Neonode, которые обвинили Apple не в каких то мелочах, а в присвоении авторства концепта iPhone.

LG

Оба обвинения не дошли до суда и звучали достаточно мягко, но для поклонников Apple даже элементарные упрёки подобного рода выглядят как покушение на святое. Компания Apple достаточно прочно закрепила за собой славу кузницы концептов, приведя в мир такие базовые явления, как манипулятор типа «мышь», графический пользовательский интерфейс (GUI), да и идея персонального компьютера в целом обязана Apple очень многим. В то же время, компания Apple и её основатель Стив Джобс (Steve Jobs) не являются непосредственными авторами ни для одного из этих концептов. Так, мышь придумал Дуглас Энгельбарт в Стэнфордском исследовательском институте в 1963 году, GUI - разработка Xerox PARC, а персональный компьютер Apple I, впервые собранный в гараже Стива Джобса ещё до основания компании Apple, был придуман его другом Стивом Возняком (Steve Wozniak).

Но все эти изобретения не увидели бы успеха без компании Apple, которая взялась довести эти концепты до ума и убедить потенциальных пользователей в их важности. Напомним, что компьютер AppleI был продан в количестве около двухсот штук (именно «штук», а не «тысяч штук») и даже такой объём продаж казался фантастикой.

Телефону iPhone повезло больше, он появился тогда, когда Apple уже привыкли верить. Тот успех, который будет иметь iPhone уже этим летом - несомненная заслуга авторитета Джобса. Если бы подобное устройство начала продвигать малоизвестная компания, то нельзя сказать, обратили бы на него серьёзное внимание или нет. Однако, не умаляя заслуг Apple, стоит задуматься, из каких источников вырос новый концепт? Были ли сторонние прототипы у iPhone? В этой связи заявления LG и Neonode вызывают интерес.

Рассмотрим вкратце суть концепта iPhone. Прежде всего, этот концепт опирается на несколько составляющих, и их удачное сочетание придаёт ему отдельную ценность.

В качестве наиболее заметной и узнаваемой особенности в концепт iPhone внедрено использование сенсорного дисплея вместо всех основных навигационных кнопок. Для того, чтобы телефоном было удобно пользоваться, производители ввели ряд кнопок даже при наличии сенсорного дисплея. Таким образом, тратилось дефицитное пространство на передней панели, которое можно было бы с пользой выделить для увеличения размеров дисплея. В результате приходится либо уменьшать размер дисплея, либо увеличивать размер устройства в целом. Ещё хуже обстоят дела, если мы говорим о цифровых клавиатурах и QWERTY-клавиатурах, которые занимают много места на корпусе. iPhone предлагает дисплей, который занимает практически всю лицевую панель телефона, заменяет все кнопки управления и все прочие клавиатуры, включая QWERTY.

Таким образом, пропадает необходимость искать сложные конструктивные решения в попытке вместить максимально удобное сочетание клавиш и максимальный по размеру дисплей на минимальном пространстве. В концепте бескнопочного управления есть и некоторые минусы, например, проблематично нажимать «кнопки» на сенсорном дисплее вслепую. В качестве частичного решения этой проблемы может рассматриваться технология VibeTonz от компании Samsung, которая обеспечивает подобие тактильного отклика, вибрируя в ответ на прикосновение к дисплею. Однако, это решение нельзя назвать окончательным, ведь при работе наощупь более важно найти пальцем саму клавишу. Но возможность распознать нажатие - это лучше, чем ничего.

Именно эта часть концепта iPhone стала причиной обвинений со стороны LG. Дело едва не доходит до обвинения в плагиате.

Наиболее ярким проявлением можно считать скандал, учинённый одним из высокопоставленных представителей компании LG Electronics на выставке 3GSM Конгресс, которая прошла с 12 по 15 февраля. Представленный буквально дней через десять после анонса iPhone мобильный телефон Prada (маркировка модели KE850) от LG имеет очень много общего в дизайне с iPhone, в частности практически полностью бескнопочный интерфейс, специально предназначенный для управления с помощью сенсорного дисплея. После анонса Prada появились слухи о том, что компания LG скопировала дизайн телефона Apple. Глава подразделения LG, занимающегося разработками и исследованиями в области мобильных телефонов, заявил, что это Apple скопировала дизайн модели LG.

В компании явно тяжело переносят все эти разговоры о клонировании iPhone. Господин Woo-YoungKwak сообщил журналистам буквально следующее: «Мы решили, что Apple скопировала телефон Prada после того, как дизайн был представлен на iFDesignAward (престижный международный конкурс) и получил приз в сентябре 2006 года» («We consider that Apple copycat Prada phone after the design was unveiled when it was presented in the iF Design Award and won the prize in September 2006»). Как мы видим, здесь не идёт речь о каких-то конкретных принципах работы, а лишь о дизайне без каких-либо уточнений. В любом случае, это высказывание несёт явную эмоциональную окраску и с точки зрения простой логики не выдерживает критики.

Разработки в компаниях велись параллельно, создать такой телефон, как iPhone, за столь малый срок, что следует из высказывания представителя LG, просто нереально. Предположить, что речь идёт только о внешнем виде и думать, что LG в претензии за «клонирование» именно оформления также несколько нелогично, ведь дизайн iPhone в огромной степени завязан на одну из главных идей телефона - бескнопочный интерфейс и управление через сенсорный дисплей. Если бы Apple удалось создать телефон «по образу и подобию» Prada всего за три месяца, то она заслуживала бы памятник за производительность своих разработчиков. Также нелепо утверждать и обратное, ведь у разработчиков LG были считанные дни на «копирование» дизайна iPhone. Очень похоже, что здесь мы имеем дело с эмоциями, вызванными явно надуманными обвинениями авторов слухов в адрес разработчиков из LG.

Можно посмотреть чисто хронологически - в сентябре компания LG опубликовала информацию о разработке на iF Design Award; в декабре сделала предварительный анонс, в котором было крайне мало информации, фактически, только упоминание о сенсорном управлении, которое призвано заменить клавиатуру. Во второй половине января компания LG объявила о скором выпуске устройства, сообщила подробности о нём и заявила срок выпуска - конец февраля 2007 года. В то же время компания Apple молчала до последнего, вплоть до анонса, который состоялся 9 января, хотя слухи о том, что Apple готовит к выпуску телефон под собственной маркой, ходили уже несколько лет. Не исключено, что за это время концепция iPhone менялась, однако утверждение о том, что дизайн был украден после сентябрьской публикации, звучит, мягко говоря, как преувеличение. Впрочем, представителей LG тоже можно понять - всё-таки они успели «засветить» своё детище раньше Apple, а после анонса iPhone попали в список клонов этого телефона, успевшего стать культовым практически мгновенно.

Тот факт, что внешний вид и ряд конструктивных особенностей у Prada и у iPhone действительно очень похожи, скорее указывает на то, что эта идея уже носилась в воздухе, и если бы не Apple и LG, то её реализовал бы кто-нибудь другой.

Нельзя упускать из виду и такой момент: тогда как Prada - это лишь мультимедийный телефон с сенсорным управлением, iPhone это гораздо больше, он мог бы легко превратиться в смартфон, измени немного Apple свою политику и открой операционную систему телефона для сторонних разработчиков. Надо отметить и то, что на лицевой панели у телефона Prada кнопок заметно больше, чем у iPhone, у которого впереди всего одна клавиша.

Вторая составляющая концепта iPhone - интерфейс, редназначенный для управления пальцами, а не стилусом. Нет необходимости в дополнительном манипуляторе, можно обходиться природными, входящими в «комплект поставки» практически любого пользователя. Кто хоть раз терял стилус или пытался набрать текст на экранной клавиатуре с его помощью во время поездки в автомобиле, с лёгкостью может понять, насколько это удобно. Ради внедрения этой идеи Apple пришлось создавать собственный графический интерфейс, так как интерфейсы большинства современных платформ переполнены мелкими деталями, по которым с трудом попадёт даже самый ловкий палец.


Источники: МакЦентр

Комментарии, обсуждение
Содержание
>Quantum Research
>Cisco
>LG
>Neonode
>iPhone