Apple. Чего нам ждать от будущего?
Мнение: Тенденции развития IT-индустрии и Apple
[ 01 июня, 2007 г ]Автор: Аркадий Перла

Так кто же Люк Скайуокер?

Итак IT-мир претерпевает колоссальные изменения. Время гигантской монополии, похоже, уходит в прошлое. Но кто же является локомотивом этого процесса? К кому прикованы взгляды IT-специалистов, бизнесменов и маркетологов? Кто уничтожит империю Microsoft? Боюсь, что это не Apple. Однако имя у этого героя есть - его зовут Google.

Google дал огромный толчок интернет-технологиям и является лидером рынка. Он вывел понятие интернет-сервисов совершенно на новый уровень, дав ход тем процессам, о которых упоминалось выше. Идеальный компьютерный мир Google - это браузер, интернет-сервисы (желательно его, а не конкурентов) и контент, который он предоставляет. В этом мире неважно, какой у вас компьютер, какая на нем операционная система, и какие программы у вас установлены. Кроме браузера и скоростного интернет-соединения ничего больше не требуется, даже дискового пространства. Идеальным компьютером для Google был бы не компьютер, а некое устройство (с экраном, клавиатурой и мышью), которое обеспечивало бы только доступ в Интернет, и единственной программой на нем был бы браузер. Все остальное делалось бы исключительно через Google, а все данные пользователя хранились бы на виртуальных дисках. В наше время создать такое устройство, где ядром системы являлась бы какая-то очередная бесплатная версия UNIX, несложно. Очевидно, такое устройство будет недорогим, и возможно, мы увидим что-то подобное, как только интернет сервисы достаточно разовьются, чтобы такое устройство стало востребовано.

В этом мире, который создает Google и активно помогающие ему Sun, IBM, OpenSource-сообщества и другие менее крупные игроки, в мире интернет-технологий и открытых стандартов, есть место только тем, кто либо создает интернет-сервисы, либо продает аппаратное обеспечение для их функционирования, то есть серверное и сетевое оборудование. Так где же здесь Apple со своим грядущим Leopard и мифическим Lion? Неужели тот стремительный рост, который мы наблюдали последнее время, это великий поход на завоевание рынка, дни которого сочтены, и слава Apple будет так же коротка, как сейчас велика? Что нужно сделать, чтобы не остаться на обочине?

Говоря на обочине, я больше подразумеваю не будущее самой Apple, а будущее платформы Macintosh. Безусловно, Apple меняет многие наши представления и перестраивает рынок, но только рынок чего? Apple изменила музыкальный бизнес, фактически поменяв модель продаж музыки, а теперь добралась и до видеоконтента. И похоже, мы увидим как изменится телевидение, благодаря приставке AppleTV. С другой стороны, аналитики рынка коммуникаций ломают головы над тем, как повлияет на этот рынок выход iPhone. Все это безусловно прекрасно, если вы сами работаете в Apple, и ваша зарплата растет с успехами фирмы. Но если вы просто поклонник Macintosh, то вы замечаете, что все эти процессы не слишком влияют на распространение любимой платформы. Конечно, можно говорить о гало-эффекте, но этого явно недостаточно.

В принципе, Apple выбрала правильную стратегию бизнеса, вполне созвучную с тем миром, который строит Google, и сама является его строителем. В этом мире для Macintosh и Mac OS X не так много места. Я задаю себе вопрос, а зачем, скажем, AppleTV вообще нужен мак? Добавьте в него возможность подключения через интернет к iTunes Store, покупки контента напрямую, винчестер побольше, и сам Macintosh для видео и музыки вам больше не нужен. А если вы снабдите AppleTV полноценным браузером (очевидно Safari), то это и будет то идеально google-устройство, о котором писалось выше. А может, Apple собирается сделать именно это?

Мы снова приходим к тому, что будущее за услугами, то есть, сервисами и точками доступа к ним, а не коробками с платформами и программами. Сможет ли Apple предоставить нам достаточное количество сервисов, чтобы мы продолжали быть пользователями ее продуктов, или нам придется воспользоваться чужими услугами?

Должен остаться только один

С уходом Microsoft в тень конкуренция в IT-мире будет только обострятся. Никто не хочет упустить своего шанса. Все против всех. Как справедливо заметили современные бизнес-гуру Нордстрем и Риддерсталле, какими бы словами о конкуренции не прикрывались бизнесмены, все они мечтают хотя бы ненадолго создать свою маленькую монополию. И здесь мы можем выделить те направления, где Apple просто обязана совершить прорыв:

Офисные документы

Работа с текстом и электронными таблицами через интернет-сервисы это хорошо, но и оффлайн программы никто не отменяет. Монополия MS Office, как писалось выше, должна сойти на нет, и тогда у многих появляется шанс получить часть короны Microsoft.

Главное оружие здесь - iWork, главные враги - бесплатные либо дешевые офисные программы во главе с OpenOffice. Основной недостаток OpenOffice - он такой же неповоротливый монстр, как и офисный пакет Microsoft, только бесплатный. И точно также половина пользователей никогда не пользуются большей частью его функций. Когда это наконец осознают, то начнут искать быстрые и удобные программы, безупречно выполняющие требуемый набор функций, и полностью совместимые с популярными форматами.

И OpenOffice и сам MS Office - это слоны против мышей, так что у iWork есть все шансы. Однако его развитие идет несколько медленно. Если Keynote уже не уступает PowerPoint, то программа Pages еще слишком небольшая, чтобы не сказать сырая, и с рядом проблем совместимости. К тому же, мак-юзеры который год ждут электронную таблицу от Apple, что сильно тормозит продвижение iWork, делая его незаконченным решением.

Интернет сервисы

Кроме iTunes технологий, где Apple стоит на голову выше своих конкурентов, Apple предоставляет еще один интернет-сервис - .Mac, что, на мой взгляд, явно недостаточно. Развитие самого .Mac сильно тормозит небесплатность сервиса, учитывая, что в интернете полно бесплатных аналогов. Как это ни печально, но пользователей того же, к примеру, GoogleMail больше в разы.

Ilife

iLife - прекрасный набор программ для домашнего использования, но его интеграция с интернетом пока еще слишком мала. По сути, он интегрирован исключительно все с тем же сервисом .Mac. Так что те, кто не хотят оплачивать аккаунт .Mac, ограничены и в использовании пакета iLife. Это может заставить их перейти на другие продукты. По сути, продавая комплект iLife и требуя плату за .Mac, Apple дважды просит деньги за одну и ту же услугу. Когда интернет просто наводнен бесплатными сервисами, пусть и менее удачными, такой подход кажется слишком недальновидным. Как результат, пользователи голосуют ногами. А ведь даже продажа Macintosh c бесплатным аккаунтом на .Mac, привязанным, скажем, к серийному номеру компьютера, могла бы быть серьезным подспорьем в популяризации платформы.

Серверные технологии

Последние два года аналитики в один голос твердят, что корпоративные пользователи внимательно следят за развитием платформы Macintosh. Следят-то они следят, но развития здесь не добиться без серьезного прорыва в серверных технологиях. Несмотря на то, что Xserve постоянно модернизируется, а серверные версии Mac OS X выходят параллельно с клиентскими, Apple не уделяет этому направлению должного внимания.

Mac OS X Server должен был стать идеальным решением для малых и средних рабочих групп. Мощь и надежность UNIX в сочетании с простотой настройки, превышающей Windows Server. К тому же это аппаратно-программное решение. Внедрение Mac OS X Server позволило бы организациям серьезно сэкономить на содержании высококвалифицированных обслуживающих специалистов и на отчислениях за серверные лицензии, так как безлимитная Mac OS X Server стоит всего около 1000$. Однако пока этого не происходит - Mac OS X Server все еще недостаточно проста в обслуживании, и идеальная ее настройка требует хорошо подготовленного unix-администратора. Провайдеры и хостеры также пока не стремятся приобретать Xserve.

Все еще ориентируясь на людей творческих, Apple не предлагает корпоративным пользователям законченных либо перспективных решений. У Microsoft есть огромное количество различных технологий (.NET, Exchange, MS Project и т.д.), у Adobe есть PDF, Flash и Dreamweaver, у Google есть множество перспективных web-сервисов. У Apple есть только iTunes, но это не столько технология, сколько портал. Возможно это залог финансового благополучия самой Apple, но вовсе не платформы Mac OS X, хотя бы просто потому, что iTunes, практически изначально кросс-платформенный проект.

Чего мы хотим от Apple

При всей феноменальной любви мак-юзеров к Apple и к любой ее продукции, главным продуктом для них все еще является платформа Macintosh. Поэтому регулярные сводки с полей о небывалом урожае iPod не так уж и радуют сердца. Ведь будущее платформы все еще туманно. Хотя количество мак-юзеров растет небывалыми темпами, не покидает тревога, что этот рост не долговечен и даже может повернуть вспять. Опасения на этот счет и были изложены в этой статье. Кроме того, многие мак-пользователи испытывают и другие, противоположные чувства.

На многих мак-форумах в последнее время часто проявляются опасения что дух Аpple постепенно утрачивается из-за появления большого количества свитчеров. Мак из элитарного превращается в массовый продукт. Такая точка зрения порождает бесконечные споры, и мак-пользователям пора решить, а что мы собственно хотим от Macintosh. Оставаться узко-нишевым продуктом, постепенно утрачивая свое лидерство даже в традиционных областях, как это произошло с Silcon Grafics, либо захватывать все большую долю рынка?

Желать Аpple повсеместного распространения, но при этом чтобы каждый новый пользователь проникался так называемым, «духом Macintosh», похоже на мечты хиппи 60-х, о том, чтобы миром правила любовь и везде росли цветы. Поколение тех самых хиппи, которое в наше время достигло пика в своих карьерах, придя в большой бизнес и политику, вовсе не проявляют такого уж пацифизма. Какими прекрасными не были бы маки, это все лишь компьютеры, которые вряд ли способны изменить людей и привить им тот или иной "дух". А тем, кто слишком много думает от элитарности, можно посоветовать не идентифицировать себя с компьютером.

Истина же, как всегда, лежит где-то посередине. Маки не займут место PC-компьютеров, потому что время монополий платформ закончилось. Начинается время монополий открытых стандартов, и успех Macintosh зависит только от того, насколько безупречна эта платформа и Mac OS X приложения будут этим стандартам соответствовать.


Источники:

Комментарии, обсуждение