История яблока
Как создавался бренд Apple
[ 06 мая, 2008 г ]Автор: А. Гладченко

Знаменательное событие в истории Apple произошло в 1984 году, когда был представлен компьютер Macintosh, обладавший мышью и графическим интерфейсом. Именно к его выходу и был создан самый знаменитый в истории рекламы ролик. Это был «1984», созданный знаменитым режиссером фильма «Чужой» Ридли Скоттом. В ролике проводилась аналогия с одноименным романом Джорджа Оруэлла, где IBM выставлялась как Большой брат, но при помощи Apple люди могли победить его и получить свободу разума(да, еще в те времена Apple в рекламных кампаниях противопоставляла себя конкуренту, тогда - IBM, сейчас - Microsoft).
Немалую роль в успехе данного ролика сыграло и то, что он был показан всего один раз - во время финала Суперкубка по американскому футболу. Прошло не так много времени после презентации компьютера Macintosh, как Джон Скалли уволил Стива Джобса из компании. Наступил расцвет Apple. Продажи компьютеров росли год за годом. Даже несмотря на провальный ролик Lemmings, который был показан в 1985 году во время финала Суперкубка.

Видео 1984 [смотреть на YouTube]

Видео lemmings [смотреть на YouTube]

После ухода Джобса компания продолжила свою стратегию сравнения с IBM, но теперь Apple намеревалась выйти на рынок, который занимала эта компания. Скалли решил, что раз Apple легко поборола Голубого гиганта на рынке домашних компьютеров, то сможет сделать это и на корпоративном рынке. В Apple не учли главного - проблему позиционирования. В умах потребителей компьютеры Macintosh и Apple II четко ассоциировались с компьютерами для дома. А потому на корпоративном рынке компанию ждал провал (правда, кроме позиционирования не последнюю роль сыграла и нехватка корпоративного программного обеспечения, и закрытость платформы, из-за которой возникали проблемы со многими устройствами).

За невероятным подъемом Apple последовал и не менее заметный спад, который чуть не уничтожил компанию. В начале 90-х дела компании шли из рук вон плохо. Microsoft уже представила Windows 3.1, назревал выход Windows 95, который мало чем уступал текущей на тот момент версии Mac OS. Скалли все мечтал создать что-то, что затмит славу Джобса, как творца. Несмотря на то что именно при Джоне Apple достигла наибольших успехов, все они были связаны с продуктами, разработанными еще при Стиве Джобсе.
Таким продуктом должен был стать КПК Newton. Это было замечательное, революционное устройство. Но увы, оно опередило свое время, и провалилось. Кроме этого, у Apple появилась масса успешных конкурентов, собиравших компьютеры на базе IBM-PC. Открытая платформа побеждала. Правда, сама IBM при этом чувствовала себя не очень хорошо(у них были свои проблемы). А потому и рекламные кампании в стиле «Apple vs. IBM» стали неактуальны. Против Apple теперь был почти весь компьютерный мир, которым в одночасье стали править Microsoft и Intel.

Небольшим проблеском в то время для компании стал выход первого полноценного ноутбука - PowerBook. В рекламных роликах к выходу данного компьютера снимали разных людей (включая знаменитостей), которые рассказывали о том, как легко они решают свои задачи с Macintosh. В 1993 году наконец был представлен Newton (который, как мы знаем, провалился). Но вместе с ним вышла целая серия роликов «Who Is Newton?» , «What Is Newton?» , «Where Is Newton?».

Ролик про Newton [смотреть на YouTube]

В 1995 году, почти через год после выпуска Windows 95 выходит первая реклама Apple, в которой компания начинает высмеивать Microsoft. Ролик называется «Контроль толпы» и показывает MS не с лучшей стороны. Интересно, что он был удостоен серебряного льва в Каннах.

«Контроль толпы» [смотреть на YouTube]


Источники: МакЦентр

Комментарии, обсуждение
Содержание