Призраки новых технологий
Обзор тенденций развития организации данных и доступа к ним. Часть 1.
[ 04 июня, 2008 г ]Автор: А. Перла

Документы вместо файлов

Почему iPod так популярен? Почему iTunes лидирует среди приложений хранения и воспроизведения музыки? Почему все больше людей переходят на Mac OS X? Почему программы семейства iLife так востребованы?

Пожалуй, самым простым ответом на эти вопросы будет то, что все эти системы очень удобны в использовании. Но тогда что лежит в основе этого удобства, что все эти продукты объединяет? Думаю, секрет кроется в принципе, лежащем в основе их функционирования: все эти продукты предлагают пользователю работать не c файлами, а с документами. Но чтобы пояснить свою мысль, а также проиллюстрировать, что это - естественный процесс развития компьютерных систем, мне придется сделать небольшой экскурс в историю.

Понятие файлов появилось еще на заре компьютерной индустрии, когда при хранении информации потребовалось отделить одну ее часть от другой. Файл, по сути, - величина абстрактная. На дисках хранится поток двоичных данных, и при этом вовсе необязательно, что каждый файл представляет из себя хотя бы непрерывную часть этого потока. Любой файл может состоять из огромного (десятки, сотни и даже тысячи) фрагментов, которые физически распределены по разным частям диска. Тем не менее, благодаря файловым системам (о них можно прочитать в статье Файловая система и форматы файлов Mac OS X) и операционной системе, пользователь воспринимает файл как некую единицу хранения информации. Поскольку работу любой программы можно описать как обработку данных, то работа на компьютере это - работа с файлами. Таким образом, организация взаимодействия человека и компьютера сводится к организации работы с файлами.

На первых порах работа с компьютером происходила при помощи командной строки. Желающие могут использовать такой способ общения с машиной и сейчас, в Mac OS X для этого служит Terminal. Потом появились различные файловые менеджеры, самым популярным из которых был Norton Commander для DOS. У принципа его работы, основанного на двух панелях со списком файлов, до сих существует огромное количество поклонников. (О клонах этой программы для Mac OS X можно прочитать в статье Файловые менеджеры для Mac OS X).

Однако подлинная революция в работе с файлами произошла после реализации так называемой "метафоры рабочего стола", на чем основан графический интерфейс любой современной операционной системы. Apple не была его изобретателем, но стала первой, кто реализовал его на персональных компьютерах. Так в 1984 году появился Macintosh. Путь к сердцам пользователей этой концепции был труден. Маки, как известно, никогда не занимали более десяти процентов компьютерного рынка, а в мире PC полноценная реализация графического интерфейса появилась только с выходом Windows 95 в 1995 году.

Можно сказать, что стаж работы с "метафорой рабочего стола" у пользователей PC примерно на десять лет меньше, чем у мак-юзеров. И если для pc-юзеров эта концепция все еще вполне актуальна, то для пользователей маков за более чем двадцать лет работы она могла уже и оскомину набить.

Впрочем, дело, конечно же, не в самой концепции, а в том, что принципиально меняется наше отношение к файлам.

Во-первых, самих файлов стало несравнимо больше. На почти любом компьютере легко можно обнаружить несколько видео-файлов, сотни музыкальных файлов и не одну тысячу фотографий. С появлением бюджетных цифровых фотоаппаратов и безлимитного интернета количество этого "добра" на компьютере любого, даже начинающего пользователя, может стремиться к бесконечности. Очевидно, что организация такого объема информации требует чего-то гораздо более системного, чем просто раскладывание по папкам.

Во-вторых, понятие файла перестало быть тождественно понятию документа, как было когда-то. Раньше все файлы можно было условно поделить на два типа: исполняемые файлы (программы) и файлы данных. Впоследствии файлы данных пришлось также поделить на два вида: вспомогательные файлы, требуемые для работы программ (библиотеки ресурсов, настройки и т.д.), и пользовательские файлы данных - документы.

Однако теперь документ может состоять вовсе не из одного, а из произвольного количества файлов. Простой пример: html-документ, где текстовая часть документа и информация о его разметке (тэги) находится в html-файле, а иллюстрации (фото, видео, звук) являются отдельными файлами, на которые в основном файле имеются соответствующие ссылки. С другой стороны, каждый из этих файлов не рассматривается как самостоятельный отдельный документ, а только как часть целого. Можно привести и еще аналогичные примеры: шрифты, документы, созданные в программах верстки типа Adobe InDesign, электронные письма с вложениями, пакеты файлов (package) в Mac OS X и т.д.

В-третьих, многие файлы помимо основной, так сказать, сюжетной части, с которой и работает пользователь, несут в себе некоторый объем дополнительной специфической информации. Например, MP3 содержат в себе теги с информацией о треке, а цифровые фотографии содержат информацию о режиме съемки. Пользователь обычно не меняет эту информацию (часто это требует специализированного программного обеспечения, а необходимость возникает редко), но может активно пользоваться ей, например, используя как критерий поиска. Spotlight в Mac OS X позволяет проделывать подобные операции.

Поскольку типы документов различны, то и особенности хранения и поиска этих документов могут серьезно отличаться. Соответственно, старый подход (раскладывание по папкам) очень быстро приводит к бардаку на диске, что мы обычно и наблюдаем у большинства пользователей.

Напрашивается вывод, что работа с современным типами документов требует не просто самой возможности обработки этих документов, как раньше, но и хранения и поиска этих документов, учитывающих особенности каждого типа. Приложение превращается из просто программы для обработки в некую среду, в рамках который пользователь может не только просматривать и редактировать документы, но и хранить, сортировать и искать их.

При этом все документы изолированы от документов других типов, для работы с которыми используются другие, соответствующие уже их типу, среды. Тем не менее, эти среды должны быть достаточно интегрированы между собой, если тип документа подразумевает использование документа другого типа как составной части. В любом случае, вся работа по непосредственному хранению фалов на диске осуществляется средой, и пользователь на нее никоим образом не влияет.

Описанная технология не является ни экзотикой, ни "воспоминанием о будущем", мак-пользователи сталкиваются с ней каждый день. Все основные пользовательские программы Mac OS X и приложения iLife работают по этой технологии. Этот принцип, видимо, правильно назвать iTunes-принципом, так как iTunes была первой программой, работающей на его основе. Впоследствии этот принцип перешел и на остальные приложения.

Все композиции (документы) хранятся в единой библиотеке, при этом пользователь имеет возможность раскладывать композиции по плейлистам. Что важно, одна и та же композиция может находится в произвольном числе плейлистов, при этом сам файл не дублируется. Впоследствии добавились так называемые "умные" плейлиcты (smart), позволяющие пользователю организовывать композиции по заданному им критерию в автоматическом режиме. Сами же файлы содержатся в рабочей папке iTunes в соответствии с ее собственными принципами хранения.

Некоторые пользователи, часто это pc-юзеры, упрекают описанный принцип в потере непосредственного контроля над файлами, однако никакой потери контроля нет. Просто вместо единственного приложения для работы с файлами (файловый менеджер, Finder) мы получаем для каждого типа документа отдельную среду, учитывающую его особенности. При этом функционирование этих сред в Mac OS X очень схоже, и переход от одной среды к другой не вызывает у пользователя трудностей. Что касается контроля, то в том же iTunes или iPhoto мы всегда можем мышкой перенести любой трек в нужную папку или воспользоваться функцией экспорта.

...to be continued...


Источники: МакЦентр

Комментарии, обсуждение