iPod - корень вселенского древа
[ 28 апреля, 2006 г ]Автор: Олег ФОМИНОВ

Большое видится на расстоянии. И, хотя с момента появления первого iPod прошло не так уж много времени (он был представлен публике в конце 2001 года), нет никаких сомнений, что одним из главных образов быта начала XXI века станет именно эта стильная коробочка с узнаваемыми белыми наушниками. Сомневающимся предлагается вспомнить, чем запомнился прошлый век, - ведь наверняка в голову придут фонограф, граммофон, ленточный магнитофон, кассетник, Walkman и CDплеер (впрочем, вместе с радиоприемником, телевизором, видеомагнитофоном, Интернетом, а также атомной бомбой и спутником и, наконец, двумя с половиной мировыми войнами... все же 100 лет - это очень долгий срок!)

Как и любое большое явление, iPod - это не только и даже не столько детище инженеров, технологов и промышленных дизайнеров. Творение Apple затрагивает почти все слои современной постиндустриальной жизни. И потому попытки завзятых технократов, живущих с успокаивающими шорами технических параметров и тестовых программ, понять популярность этого семейства устройств смешны и грустны.

Так давайте вместе попытаемся разобраться в корнях этого явления.

История:

Идея об устройстве iPod принципиально нового типа пришла в голову эксперту электронщику Тони Фейделлу, который до этого участвовал в разработке портативных электронных устройств для компаний General Magic (проект MagicLink совместно с Sony и проект Envoy с Motorola) и Philips (где Тони был одним из руководителей группы мобильных компьютеров и «отметился» с КПК семейств Velo и Nino), а также успел поработать в Real Networks. Новизна идеи Фейделла заключалась в том, что новый плеер должен был быть тесно интегрирован с особой интернет-службой распространения самого различного контента. Как первый шаг рассматривалось появление службы распространения музыкальных записей, к которой позже должны были присоединиться видео, новостные каналы, книги и многое другое. По мнению Тони, концепция слишком выпадала из общего русла развития электронных устройств, и потому он посчитал наиболее рациональным создать независимую компанию, под флагом которой такой проект мог быть реализован без оглядки на авторитеты и известные торговые марки.

Тони настолько проникся своей идеей, что попытался самостоятельно создать и «раскрутить» такую компанию, получившую название Fuse Systems (этот проект предусматривал создание открытых обслуживающих сервисов и должен был работать не только с MP3плеерами). Но на волне вызванного недавним схлопыванием интернет пузыря пессимизма инвесторов компания разорилась, и Тони начал искать сотрудничества с различным крупными компаниями. Однако довольно долгие поиски долго оставались бесплодными - его идею нигде не принимали всерьез. Наконец, Тони пришел в Apple. Здесь, как и во многих других случаях, сумели разглядеть потенциал очередной безумной идеи и решили рискнуть в очередной раз «перевернуть мир». К идее Фейделла отнеслись со всем возможным вниманием и, как показало время, даже пошли на заметную перестройку структуры компании, чтобы максимально эффективно реализовать бизнес часть проекта Тони. В результате современная компания Apple поделена на два почти независимых подразделения, одно из которых занимается компьютерами, а другое - цифровыми портативными устройствами, первенцем среди которых и стал iPod.

Разумеется, первы ми шагом в реализации планов Тони стало создание «в железе» пока гипотетического универсального плеера. Уже с февраля 2001 года под Тони уже работала команда из примерно 30 человек, состоявшая из дизайнеров, программистов и электронщиков. В качестве подрядчика была привлечена компания PortalPlayer, имевшая к тому времени задел в области «систем на чипе» на базе платформы ARM7, вполне подходящих для MP3плееров, и соответствующую операционную систему. Выбор подрядчика во многом был обусловлен требованиями по высокому качеству выдаваемого плеером звука, возможности гибкой настройки и расширения возможностей плеера и быстроте вывода устройства на рынок при относительно невысокой его стоимости. Именно поэтому в iPod не стали использовать готовые MP3чипы или заказные микросхемы (ASIC) - функциональность первых за ранее жестко ограничена, а для разработки вторых необходимо потратить значительные время и средства. Как любят говорить участники того проекта, все компоненты первого iPod можно было купить в хорошем магазине электроники.

Параллельно с проектом Apple компания PortalPlayer трудилась еще над 12 разработками, включая заказы от IBM и Teac. Бен Кнаусс, отвечавший в компании-подрядчике за проект iPod, вспоминает, что MP3плеер IBM должен был стать сверхкомпактным за счет применения миниатюрного жесткого диска производства самой компании (вероятно, речь идет о диске типа Microdrive), а также снабжаться уникальным круглым экраном и работающими по Bluetooth беспроводными наушниками. Однако вскоре все проекты были заброшены, и сотрудники PortalPlayer начали работать только для Apple.

Оказалось, что видение будущего плеера командой Apple потребовало от PortalPlayer серьезной доработки и «железа», и системы. В частности, пришлось срочно добавлять поддержку плейлистов, звукового формата AAC (Advanced Audio Codec, рекомендуемого в качестве кодека для звука стандарта MPEG4), формат аудиокниг Audible и даже пятиполосный эквалайзер.

Первоначальные прототипы корпуса iPod ничем не отличались от сотни других уродцев, созданных только инженерами, - это были безликие коробки с массой кнопок невнятного назначения. Однако всего за три месяца в Apple разработали принципиально новый интерфейс пользователя, причем основным действующим лицом в этом процессе был сам Стив Джобс. Именно на этот проект уходила у Исполнительного директора Apple львиная доля его рабочего времени, и в результате уже первый iPod почти достиг перфекционистского идеала Джобса.

Сегодня многим покажется странным, что никто, кроме Apple, не рискнул поставить на проект Тони, - но тогда эта идея воспринималась как бред. В качестве доказательства того, что успех проекта iPod был далеко неочевиден даже его участникам, приведем следующий факт: уже знакомый нам Бен Кнаусс, обладавший, пожалуй, самой полной информацией об iPod, покинул компанию PortalPlayer перед самым завершением проекта, поскольку не верил в его успех. Сейчас он работает в Microsoft. Интересно, что первоначально идея включения в плеер какойлибо системы защиты прав музыкального контента даже не обсуждалась, - записи должны были копироваться максимально просто.

Сразу после успешного завершения проекта Apple приобрела заметную часть PortalPlayer. После того как iPod нашел своих первых покупателей, и его рыночный успех перестал вызывать сомнения, команда Тони взялась за второй компонент проекта. В результате родился iTunes Music Store, крупнейший в мире онлайновый магазин музыки; чуть позже он начал предлагать и другой контент - аудиокниги, подкасты, музыкальные клипы, а в последнее время - полнометражные фильмы и телевизионные сериалы. Таким образом, на сегодня все компоненты давнишней идеи Тони Фейделла реализованы: у нас есть целое семейство разнообразных устройств iPod, почти универсальный интернетсервис, предлагающий для них самый разнообразный контент, и бизнесмодель, позволяющая все это успешно продвигать в массы.


Источники: «Подводная лодка»