iPod - корень вселенского древа
[ 28 апреля, 2006 г ]Автор: Олег ФОМИНОВ

Бизнес: на пути к новому миру

Самая очевидная и вполне видимая часть айсберга бизнеса, связанного с iPod, - это производство и продажа аксессуаров. По оценкам независимых экспертов, егообъем уже вотвот перевалит миллиард долларов - и это без учета продаж самих плееров и оборота iTunes Music Store! При каждом новом анонсе очередного iPod половина ЮгоВосточной Азии встает на дыбы, и уже через несколько дней начинает предлагать что-то новое в попытке отхватить себе еще дольку этого очень вкусного пирога.

Примерный расклад рынка аксессуаров таков: 30% продаж приходится на чехлы, еще 30% - на блоки питания и FMтрансмиттеры, почти все остальное приходится на акустику, наушники, докстанции и коннекторы разного типа. По оценке NPD Group, на каждые три доллара, потраченные на покупку iPod, на аксессуары тратится еще один доллар, так что рынок действительно процветает. Но аксессуарами бизнес вокруг не ограничивается.

Во врезке мы изложили концепцию, приведшую к появлению со временных iPod и iTunes Music Store. Необходимо сказать, что мо дель оказалась очень успешной - популярность и iPod, и iTunes Music Store бьет все самые смелые прогнозы. Общее число продаж треков уже приближается к миллиарду (на момент окончания работы над статьей счетчик прошел отметку 987 860 000), причем объемы продаж растут экспоненциально - только за последний квартал было продано около 50 000 000 треков! В результате iTMS давно переплюнул все онлайновые магазины музыки и уже подбирается по обороту к самым что ни на есть обширным сетям распространения музыкальных записей.

Кроме музыки через iTMS можно приобрести аудиокниги, видео клипы, уникальные записи «живых» концертов, подкасты и видеокассты, а также короткие и полнометражные фильмы и телевизионные сериалы... Причем, в отличие от многих других сервисов, хранящих ресурсы в offline-состоянии и подключающих их по заказу, все ресурсы iTunes Music Store являются истинно online’овыми и доступны для получения в любой момент.

Треки закодированы при помощи специальной системы защиты от копирования (Digital Right Management, DRM) FairPlay, предотвращающей свободное распространение записей. Однако вы можете слушать купленную запись на пяти разных компьютерах и сбрасывать ее на любое число iPod’ов и записывать на CDдиски. iTMS на сегодня доступен в Северной Америке, большинстве стран Евросоюза и кое-где еще, однако в России этот сервис появится очень нескоро - благодаря распространенности пиратства и ограниченности рынка.

Интересно, что на наших глазах по сути происходит откат от компьютерноцентричного способа воспроизведения музыки в сторону сервисно-ориентированного, где

iPod играет роль устройства для доступа к этому самому сервису. Не исключено, что несколько позже появятся и другие «железки», способные подключить к iTMS, скажем, стереосистему или телевизор напрямую, без участия компьютера.

Последние изменения в структуре Apple показывают, что будущее видится именно в этом направлении развития бизнеса. И именно поэтому Apple всеми силами обороняет блестящую связку iPod- iTMS, защищенную системой управления правами FairPlay. Все попытки сторонних компаний лицензировать FairPlay оканчиваются неудачей, а попытки ее взломать (наиболее яркий пример - Harmony от компании Real Networks) - к активному противодействию юристов Apple.

Что интересно: многие владельцы контента поначалу встретили идею Apple по онлайновым продажам контента в штыки. По их мнению, это должно было привести к резкому падению продаж аудиодисков. Несколько позже та же история повторилась и с видеозаписями. Однако сегодня многие владельцы контента настроены уже совершенно поиному. Оказалось, что продажи треков по Интернету приносят правообладателю приличный доход при минимальных уровнях издержек и, как ни странно, не слишком сказываются на продажах музыки на физических носителях. Ведь аудиофилы все равно приобретают диски - качество записи на них выше, чем предлагаемое в iTMS; правда, предварительно некоторые из них покупают эту же запись за меньшие деньги для предварительного ознакомления. А тот, кто не готов платить за качественный аудиодиск, склонен к пиратству, и его переход на iTMS тоже может принести лишь пользу правообладателю.

Конечно, ситуация не столь одназначна - но именно в этом направлении происходит эволюция взглядов на онлайновые магазины. С продаваемым по iTMS видео

все оказалось еще интереснее. Как ни странно, появление на виртуальных прилавках этого магазина только подстегнуло интерес к тем же сериалам и фильмам, предлагаемым на других носителях. Похоже, что «раскрученность» iTMS как музыкального магазина оказалась настолько высокой, что простое упоминание любого продукта на нем оказывает мощнейшее рекламное воздействие. Теперь те компании, кто рискнул и отдал Apple права на продажу контента через iTMS, пожинают плоды, а остальные ведут активные переговоры с Apple.

Что нас может ожидать в будущем? Самым интересным событием последних нескольких месяцев стоит признать продажу компании Pixar (хорошо известную нам по

массе классных компьютерных мультфильмов: «История игрушек», «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Сумасшедшая семейка» и другим) компании The Walt

Disney Company. Событие вроде бы не важное - но главой и основным владельцем Pixar явлется Стив Джобс, основатель и глава Apple! В результате сделки Джобс становится членом совета директоров Disney и крупнейшим частным инвестором компании, а в состав руководства Disney приходят люди с новым складом ума.

Почему это может быть нам интересно? В первую очередь потому, что может означать начало слияния iTMS с одной из крупнейших компаний - правообладателей видео-контента. Причем речь идет не только о мультиках - в Disney в запасниках есть и огромное число игровых фильмов, в том числе и очень известных (только вспомните ленты, вышедшие под маркой Miramax Films и Buena Vista), а также спортивных и развлекательных телеканалах. К чему это приведет? Поживем - увидим. Но, похоже, что эпоха перемен, начатая выпуском первого iPod, набирает силу, способную опрокинуть все представления о развлекательном бизнесе.


Источники: «Подводная лодка»