iPod - корень вселенского древа
[ 28 апреля, 2006 г ]Автор: Олег ФОМИНОВ

Техника: iPod как «просто плеер»

В момент появления на рынке самого первого iPod почти никто не понял глубины мысли команды из Apple. Ну - MP3плеер, ну с хорошим дизайном... Ведь все жили в ожидании чегото более революционного - наподобие Newton’a, по сути положившего начало эре современных КПК. И даже воздействие знаменитого «поля искажения реальности» Стива Джобса, заставляющего восторгаться почти любым новым творением Apple, оказалось на этот раз не слишком эффективным. Впрочем, представление iPod - один из немногих случаев, когда Джобс решил ограничиться довольно кратким и почти формальным описанием устройства, что обычно случалось с какими-то принципиальными новшествами (наверно, по принципу «кто понимает - и так все поймет, а остальным это не нужно»).

Но прошло совсем немного времени, в Сети начали появляться первые отзывы владельцев iPod’ов, и сдержанное недоумение начало сменяться первыми восторгами, вскоре превратившимися в девятый вал, захлестнувший все Мак-сообщество. Почему? Просто в iPod бы ли заложены несколько новых идей, в корне меняющих сам стиль использования плеера. Всего за несколько месяцев произошла революция, сравнимая с мгновенным превращением биплана Ньюпора (полет на котором был высоким искусством) в Boeing 777 (c его комфортабельными креслами, стюардессами и роскошными обедами).

Первым новшеством стало то, что в iPod был применен жесткий диск нового тогда формфактора 1,8 дюйма производства Toshiba. В результате удалось получить плеер с очень приличным объемом хранения (5 Гбайт) в весьма компактном корпусе очень малого веса. До этого момента в большинстве MP3плееров использовалась флэшпамять, причем высокая стоимость этого типа носителя информации ограничивала их объем 128 или 256 Мбайт. В отдельных монстрах (скажем, Creative Nomad Jukebox) все же использовались жесткие диски, но стандартного «ноутбучного» размера 2,5 дюйма - в результате получались коробки несколько больше и заметно тяжелее большинства карманных CDплееров, так что спрос на них был обеспечен только среди очень узкой прослойки «аудиоколлекционеров». Казалось бы, все остальные производители должны были тут же броситься вслед за Apple и выпустить модели на базе того же жесткого диска, но не тут-то было! Похоже, Apple каким-то образом поучаствовала в создании жестких дисков нового форм-фактора и в качестве компенсации получила приоритетное право на закупку подобной продукции в течение пары лет. А поскольку спрос на iPod бил все прогнозы, фактически это право «первой поставки» переросло в эксклюзив.

Вторым прорывом Apple стало использование в плеере iPod интерфейса FireWire. Напомним, что в 2001 году USB существовал только в допотопном варианте 1.1, так что реальная скорость передачи данных не превышала 1 Мбайт/с. Так что USB, вполне достаточный для работы с крошечными по объему флэш плеерами, для большего по объему плеера на жестком диске оказывался слишком медленным. Скорость передачи данных по FireWire уже тогда была заведомо выше скорости обмена почти любого жесткого диска того времени (теоретическая производительность равна 400 Мбит/c, практическая - более 40 Мбайт/c), так что для многогигабайтных новинок приемлемым оказался только FireWire. Тем более что любой компьютер Apple снабжался FireWire уже несколько лет...

Третьим прорывом стало появление в музыкальной программе Apple iTunes поддержки синхронизации хранимой в компьютере музыкальной библиотеки с iPod, причем можно было синхронизировать как библиотеку целиком, так и лишь отдельные плейлисты, или же вообще копировать записи вручную. Синхронизация проходила совершенно прозрачно и почти мгновенно - вы просто подключали плеер к компьютеру для подзарядки аккумуляторов, и уже через минуту без всяких отвлекающих диалоговых окон или странных звуков синхронизация завершалась. Ничего подобного ни один плеер и ни одна музыкальная программа тогда предложить не могли.

Четвертым прорывом стало очень неплохое качество воспроизведения музыки - конкуренты лишь недавно, пять лет спустя, смогли выпустить нечто сравнимое с iPod по этому параметру. Разумеется, предельных параметров можно достичь лишь при использовании несжатых записей (WAV или AIFF) или, в крайнем случае,

новых кодеков с высоким битрейтом (не менее 196 Кбит/с).

В результате совмещения этих новшеств родился совершенно новый стереотип использования плеера: iPod - это поистине «вся твоя музыка в кармане». Его объем достаточен для хранения всей музыкальной библиотеки любого меломана (кроме совсем уж «упертых» из них, обладающих десятками тысяч дисков). Качество воспроизведения заведомо удовлетворит любого из нас, особенно после того, как вы замените вообще-то неплохие комплектные наушники на что-то совсем уж хорошее. Наличие программы iTunes с функцией синхронизации музыкальной библиотеки в компьютере с содержимым iPod приводит к тому, что вы можете вообще забыть об iPod до тех пор, пока вам не захочется послушать музыку, - и тут-то вы можете быть уверены, что в вашем кармане лежит ровно то же, что и в компьютере. Сравните эту свободу с теми судорожными попытками прислушаться к своему настроению, чтобы выбрать десяток-другой композиций, вмещающихся в крошечную память флэшплеера, и последующее томительное ожидание их закачки перед выходом из дома...

Наконец, интерфейс. Специально для iPod был разработан удивительно изящный и ни на что не похожий интерфейс, главным элементом которого стал вращающийся навигационный диск. Диск дополнялся пятью кнопками («Меню», «Действие», «Воспроизведение/Стоп», «Назад» и «Вперед»), движком блокировки органов управления и великолепным (по тем временам) черно-белым ЖК-экраном с яркой подсветкой. Отметьте - даже отдельного регулятора громкости не предусмотрено - его функции выполняет все тот же вращающийся диск.

Говоря об интерфейсе, нельзя не отметить еще одну характерную черту: просмотреть хранимые в iPod файлы без подключения его к компьютеру вообще невозможно, да и вся концепция интерфейса и системы меню iPod нацелены именно на максимально удобное прослушивание музыки. Слушая iPod, вы оперируете именами авторов песен, названиями дисков и композиций, а также жанрами музыки и плейлистами, а вовсе не каталогами, названиями файлов и другими не относящимися к музыке деталями. В результате iPod воспринимается именно как музыкальный плеер, а не как «жесткий диск с возможностью воспроизведения MP3». Впрочем, это нисколько не мешает использовать iPod и для переноса данных между компьютерами.

Как и любое устройство от Apple, iPod был создан в полном соответствии с настоящей религией «внимания к деталям». Чего только стоит выбранный метод подключения блока питания. Дело в том, что iPod обычно заражает батареи при подключении его к компьютеру по FireWire, одновременно проводя синхронизацию данных. Однако иногда требуется зарядить батареи и без участия компьютера. В Apple нашли для этого изящное решение - блок питания iPod снабжен FireWire-разъемом, к которому iPod подключается стандартным FireWireкабелем, в результате чего удалось ограничиться всего одной «дыркой» в корпусе плеера, да и количество носимых с собой кабелей уменьшилось на один. С выходом третьего поколения iPod, правда, стандартный FireWireкабель пришлось заменить на специальный, предназначенный для работы с док станцией или универсальным разъемом в нижней части плеера, а затем, с головокружительным ростом популярности iPod среди PC’шников, сделать предпочтительным интерфейсом USB 2.0 (благо к этому моменту контроллеры данного стандарта начали показывать приличную производительность) - но отдельного разъема питания в iPod вы по-прежнему не найдете...

Наверно, стоит упомянуть еще один основополагающий принцип iPod: «ничего лишнего». Устройство должно оставаться максимально простым как по набору функций, так и по интерфейсу. И если расширение функциональности после подробного анализа запросов пользователей допускается, то интерфейс не должен усложняться никогда!

На сегодняшний день модели iPod в техническом отношении довольно далеко ушли от своего прародителя, однако основные идеи лишь продолжают развиваться и оттачиваться.


Источники: «Подводная лодка»